Автор Тема: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОТНОШЕНИЕ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ  (Прочитано 86 раз)

Хаустова О.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОТНОШЕНИЕ К ПРАВОВЫМ НОРМАМ

Хаустова О.Ю.
Московский государственный психолого-педагогический университет    (г. Москва)
Научный руководитель - Коноплева И.Н.

Правовое государство, в котором мы живем, требует от своих граждан высокого уровня развития правосознания и отношения к правовым нормам как к одной из главных жизненных ценностей. Ценностное отношение к праву формируется достаточно рано и оформляется уже в подростковом возрасте. Низкий уровень развития правосознания подростка несет угрозу стабильности общества, способствует его криминализации. Отношение к правовым нормам нужно у подростков целенаправленно формировать, а для этого необходимо сначала изучить особенность правосознания подростков в связи с ценностными ориентациями.
Цель исследования – выявить особенности ценностных ориентаций и правового сознания школьников 6-7 классов.
Для подтверждения гипотезы о том, что 1) ценностные ориентации связаны с правовым сознанием школьников; 2) существуют гендерные различия в ценностных ориентациях и правовом сознании у школьников, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 школьников в возрасте 12-14 лет (22 мальчика и 28 девочек).
Исследование осуществлялось с помощью методик: 1) диагностика ре-альной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнов); 2) ценностные ориентации М. Рокича; 3) смысложизненные ориентации Д. Крамбо и Л. Махолик (адаптация Д.А. Леонтьева); 4) отношение к праву (Д.С. Безносов).
Результаты диагностики обрабатывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена и критерия статической значимости различий U Манна-Уитни в программе IBM SPSS-Statistics (V. 24).
Результаты исследования
Были обнаружены следующие взаимосвязи между ценностями и компонентами правового сознания школьников.
Прямые взаимосвязи между ценностями и показателями правового сознания:
   «приятное времяпрепровождение, отдых» и правовой нигилизм (чем больше выражена ценность отдыха, тем более выражено отрицание значимости права и его способности регулировать общественные отношения);
   «приятное времяпрепровождение, отдых» и правовой скептицизм (чем больше выражена ценность отдыха, тем более выражено критическое, недоверчивое отношение к праву, сомнение в возможности правовой системы исправить недостатки общества).
   «высокое материальное благосостояние» и правовой реализм (чем больше выражена ценность материального благосостояния, тем сильнее по-ложительное отношение к закону, праву, т.е. признание права как регулято-ра общественных отношений);
   «признание и уважение людей» и правовой конформизм (чем более вы-ражена ценность признания и уважения людьми, тем сильнее выражено стремление бездумно выполнять правила, законы);
    «высокий социальный статус и управление людьми» и правовой цинизм (чем более выражена ценность высокого социального статуса и управления людьми, тем более выражено недоверчивое отношение к праву);
   «образованность» и правовой реализм (чем больше выражено реалистичное, положительное отношение к праву, тем значимее ценность образованности);
   «познание» и правовой фетишизм (чем сильнее выражена ценность «по-знание» (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), тем более выражено поклонение и уважение правовых норм);
   «поиск и наслаждение прекрасным» и правовой нигилизм (чем сильнее выражена эстетическая ценность, тем более выражено отрицание ценности права).
Обратные взаимосвязи между ценностями и показателями правового сознания:
   «приятное времяпрепровождение, отдых», «высокое материальное благосостояние» и правовой конформизм (чем больше выражены ценности отдыха и материального благополучия, тем менее выражено бездумное подчинение законам);
   «признание и уважение людей» и правовой нигилизм (чем значимее признание и уважение людей, тем более выражено обесценивание права);
   «красота в природе и искусстве» и правовой реализм (чем сильнее выражена эстетическая ценность, тем хуже отношение к праву);
   «развитие» и правовой инфантилизм (чем значимее для школьника личностное развитие, тем меньше выражено мнение, что в современном обществе можно обойтись без знания правовых норм);
   «жизненная мудрость» и правовой цинизм (жизненная мудрость связана для подростков со стремлением сознательно соблюдать правовые нормы);
   «нетерпимость к недостаткам», «ответственность» и правовой инфанти-лизм (чем больше выражено представление, что без знания правовых норм нельзя прожить в обществе, тем сильнее выражены ценности нетерпимости к недостаткам и ответственности);
   «эффективность в делах» и правовой конформизм (чем меньше выраже-но стремление бездумно следовать правовым нормам, тем важнее быть эффективным в делах);
Были обнаружены следующие взаимосвязи между показателями смыс-ложизненных ориентаций и правового сознания:
   «цели в жизни» положительно коррелируют с правовым реализмом и отрицательно – с правовым нигилизмом, инфантилизмом, фетишизмом, конформизмом, скептицизмом, идеализмом.
Цели в жизни характеризуют наличие целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Если у школьника эти цели есть, то он обладает правовым реализмом, т.е. положительно относится к праву и понимает его значимость в обществе. Он не отрицает значимость права, не идеализирует его, не пытается придать ему мистическое значение, не стремится бездумно следовать правилам, адекватно доверяет праву (нет скепсиса);
   «процесс жизни» отрицательно связан с правовым скептицизмом и ци-низмом.
Процесс жизни показывает, насколько сама жизнь интересна школьнику и наполнена для него смыслом. Чем интереснее, эмоциональнее жизнь у школьника, тем менее у него выражено скептическое и циничное отношение к праву и закону;
   «результат жизни» отрицательно связан с правовым нигилизмом и положительно – с правовым реализмом.
Результат жизни – удовлетворенность самореализацией. Чем выше удовлетворенность жизнью у подростка, тем более выражено реалистичное отношение к праву и менее выражено стремление обесценить значимость права в жизни людей;
   «локус контроля» и «осмысленность жизни» отрицательно связаны с правовым конформизмом, цинизмом, фетишизмом, инфантилизмом, идеализмом.
Чем более выражено у школьника представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами («локус контроля»), чем выше осмысленность жизни, тем менее выражены у него поклонение праву; бездумное следование и поклонение правилам; мнение, что можно прожить без знания правовых норм; представление, что право исправит все проблемы в обществе; отрицание значимости права в обществе;
   «осмысленность жизни» отрицательно связана с правовым скептициз-мом.
Были выявлены статистически значимые различия между мальчиками и девочками по такому компоненту правового сознания как правовой реализм, а также по ценности материального благополучия и по удовлетворенности самореализаций. У мальчиков ценность материального благополучия более выражена, правового реализма больше, удовлетворенность самореализацией выше (показатель «результат жизни»).
Выводы
1. Чем выше осмысленность жизни, чем более выражено представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, тем лучше развито правовое сознание школьника 12-13 лет.
2. Наличие цели в жизни, видение перспектив в будущем коррелирует с развитым правовым сознанием у подростков 12-13 лет.
3. С более низким правосознанием школьника связаны ценности – приятное времяпрепровождение и отдых, познание, красота, признание и уважение людей, высокий социальный статус и управление людьми.
4. С более высоким правосознанием подростка связаны ценности – жизненная мудрость, развитие, ответственность, нетерпимость к недостаткам, материальное благополучие.
5. У мальчиков правовой реализм выше, ценность материального благополучия более выражена, чем у девочек в возрасте 12-13 лет.
Литература
1.   Джелилова С.И. Формирование правового сознания подростков: содержание и технологии // Гуманизация образования. 2015. № 4. С. 98-103.
2.   Нижних И.К. Структура ценностного отношения личности к нормам права // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 8. С. 18-21.