Автор Тема: ПРЕСУИЦИДАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ  (Прочитано 106 раз)

Пономарева Е.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
ПРЕСУИЦИДАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

Пономарева Е.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет
 (г. Москва)
Научный руководитель –Делибалт В.В.

Проблема изучения когнитивного компонента пресуицидального состояния несовершеннолетних в настоящий момент является актуальной. По результатам анализа электронных ресурсов WebofScienceCoreCollection и Elibrary, наблюдается дефицит публикаций на указанную тему. Это выражается в том, что на ресурсе Elibrary из 304 публикаций, найденных по запросу «когнитивные искажения», 5 были посвящены суициду среди подростков. А на ресурсе WebofScience из 72497 статей, найденных по запросу «suicide» за все время, 10 рассматривало когнитивные искажения у несовершеннолетних. Следовательно, обозначенная проблема требует более подробного рассмотрения со стороны исследователей.
Объектом исследования стало пресуицидальное состояние, а предметом– когнитивный компонент пресуицидального состояния несовершеннолетних.
Цельюсталовыявление и описание маркеров когнитивного компонента пресуицидального состояния.
Были сформулированы задачи исследования:
1.   Описать феномен пресуцидального состояния, понятие «суицидальное поведение» и подходы к их изучению.
2.   Раскрыть компоненты пресуицидального состояния.
3.   Рассмотреть психологические особенности несовершеннолетних и специфику пресуицидального состояния у подростков.
4.   Систематизировать подходы к изучению когнитивного компонента суицидального поведения и когнитивного маркера пресуицидального состояния.
5.   Обобщить и проанализировать особенности когнитивного компонента пресуицидального состояния несовершеннолетних.
Гипотеза:существуют характеристики, описывающие когнитивный компонент пресуицидального состояния несовершеннолетних, а именно – наличие когнитивных искажений и выраженность сверхобобщающего стиля автобиографической памяти. Они оказывают влияние на процесс принятия решения в стрессовой ситуации, сужая диапазон доступных альтернатив.
Для выработки представления о когнитивном компоненте пресуицидального состояния мы изучили работы Г.С. Банникова, который отдельно обращал внимание на этот компонент, описывая маркеры пресуицидального состояния (Банников Г.С., 2013); и концепцию А. Бека, выделившего 5 факторов уязвимости, влияющих на развитие суицидального кризиса на фоне стресса (Wenzel A.A., 2008).
В ходе анализа литературы были выделены следующие положения.
Когнитивные схемы – гипотетические когнитивные структуры, которые помогают людям организовать и осмыслить стимулы, с которыми они сталкиваются каждый день. Кроме этого, и сами стимулы оказывают влияние на эти схемы (Wenzel A.A., 2008). А. Бек отмечает, что существуют схемы характерные для психических расстройств, свойственные суицидальному кризису (они активируются под влиянием стрессовых факторов и усиливают искаженную обработку информации), но их наличие не является достаточным для появления суицидального поведения. Более определяющее значение имеют суицидальные схемы, базовым компонентом которых является ситуативное чувство безнадежности, возникающее также в контексте стрессовой ситуации. В совокупности с искаженной обработкой информации оно влияет на возникновение суицидальной идеации.
Когнитивные искажения – эволюционно сложившиеся «систематические ошибки в ходе мыслительного процесса (в противовес случайной ошибке, вызванной невежеством)» (Мозжухина Ю.Н., 2017). Это одна из форм искаженной обработки информации. Считается, что существует 2 системы обработки информации: система 2-го типа – «медленная», осознаваемая, предполагающая использование умственных усилий для решения сложных задач; и система 1-го типа – «быстрая», автоматизированная, менее ресурсоемкая, предполагающая быстрое принятие решений или оценку (в том числе, эмоциональную) ситуации. Соответственно, из-за недостатка критичности и осознанности именно эта система подвержена влиянию когнитивных искажений (Канеман Д., 2014). В теориях, посвященных изучению суицидального поведения, наиболее часто встречается такое когнитивное искажение, как дихотомическое мышление.
В рамках исследования депрессивных расстройств (следует уточнить, что депрессивное состояние соотносится с возникновением суицидальных мыслей) обращалось внимание на сверхобобщающий стиль автобиографической памяти,для которого характерны трудности в извлечении информации о конкретных событиях (однократные события, длящиеся не более 1-го дня), происходивших в жизни (VanDaeleT., 2014).В свою очередь, обобщенные воспоминания включают категорию одинаковых повторяющихся событий, а также событий, имеющих длительную протяженность во времени (более 1-го дня). Такой стиль памяти снижает вариативность альтернативных выборов в специфической ситуации.
Представленные особенности процессов мышления оказывают влияние на возникновение пресуицидального состояния.Это специфическое состояние человека, обуславливающее проявление суицидального поведения, зависящее, от актуальной стрессовой ситуации; наличия факторов суицидального риска, отражающих уровень сформированности суицидальных намерений; депрессивного состояния и чувства безнадежности (авторское определение). Следует отметить, что на актуализацию пресуицидального состояния в подростковом возрасте оказывают влияние возрастные факторы: активное формирование психических процессов (главным образом, мышления), копинг-стратегий (наиболее интенсивное развитие – 7–11 лет, далее – увеличение количества продуктивных копинг-стратегий), неадекватное восприятие своей смерти (сформированность указанного понятия на абстрактном уровне, при этом отрицание собственной уязвимости).
Выводы:
1.   Подростковый возраст характеризуется периодом активного формирования копинг-стратегий и неадекватным восприятием своей смерти. Для суицидального поведениясвойственна более низкая вариативность адаптивных копинг-стратегий.
2.   Когнитивные особенности пресуицидального состояния оказывают влияние на поведение и эмоциональную оценку стрессовой ситуации, что в совокупности увеличивает вероятность проявления суицидального поведения.
3.   В качестве характеристик когнитивного компонента пресуицидального состояния были рассмотрены когнитивные искажения (в большей степени, дихотомическое мышление) и сверхобобщающий стиль автобиографической памяти.
Заключение.Было выделено несколько предположений о специфике когнитивного компонента пресуицидального состояния несовершеннолетних.
А. Бек,указывает, что когнитивные искажения имеют характеристики детского мышления по Ж. Пиаже.Можно предположить, что здесь имеется ввиду мышление на уровне конкретных операций. Соответственно, допускается, что молодые люди (от 12 лет) имеют задержки в переходе к формально-логическим операциям или по какой-то причине не используют гипотетико-дедуктивное мышление, рассуждая на более низком уровне, при поиске способов справиться со стрессовой ситуацией.
Так как для суицидального поведения характерно сужение вариативности доступных копинг-стратегий, можно допустить, что у молодых людей от 12 лет указанный механизм не до конца сформирован.
Литература
1.   Банников, Г.С. Кризисные состояния абонентов Телефона доверия: вопросы диагностики и психологической помощи [Электронный ресурс] / Г.С. Банников, А.В. Ермолаева // Психологическая наука и образование www. psyedu. ru. – 2013. – № 4. – С. 34–46. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65710.shtml (дата обращения: 04.11.2018).
2.   Канеман, Д. Думай медленно... решай быстро / Д. Канеман. – Москва : АСТ, 2014. – 653 c.
3.   Мозжухина, Ю.Н. Когнитивные искажения как свойство поведенческих моделей // Проблемы педагогики. – 2017. – № 9. – С. 22–25.
4.   Overgeneral autobiographical memory predicts changes in depression in a community sample / T. Van Daele et al. // Cognition and Emotion. – 2014. – Vol. 28, № 7. – P. 1303–1312. – doi: 10.1080/02699931.2013.879052.
5.   Wenzel, A. A cognitive model of suicidal behavior : theory and treatment / A. Wenzel, A.T. Beck // Applied and preventive psychology. – 2008. – Т. 12. – № 4. – P. 189–201. – doi: 10.1016/j.appsy.2008.05.001.