Автор Тема: ОСОБЕННОСТИ КСЕНОФОБСКИХ УСТАНОВОК У ПОДРОСТКОВ ПРИ СЕМЕЙНОМ И ИНТЕРНАТНОМ ТИПАХ  (Прочитано 96 раз)

Сорокина Ю.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
ОСОБЕННОСТИ КСЕНОФОБСКИХ УСТАНОВОК У ПОДРОСТКОВ ПРИ СЕМЕЙНОМ И ИНТЕРНАТНОМ ТИПАХ ВОСПИТАНИЯ

Сорокина Ю.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель –Дозорцева Е.Г

В настоящее время одной из важнейших проблем социальной политики Российской Федерации является урегулирование межэтнических отношений. Люди все чаще обращаются к факторам, которые могут отличать их от других: традициям, ценностям, религии. В результате возникает боязнь утраты идентичности и принадлежности к собственной общности, а зачастую и враждебности окружения.
По данным ТАСС от 2018 года, в России было совершено более 1,2 тысяч преступлений на почве нетерпимости по отношению к людям другой национальности и религии. Преступления, связанные с усилением процессов миграции, отмечаются и в других странах мира, в частности, во Франции,Нидерландах, Венгрии. Приведенные данные являются подтверждением того, что ксенофобия – общественная проблема, которая требует изучения и поиск эффективных способов её преодоления.
Наиболее уязвимой частью общества к проявлению ксенофобии считаются подростки. Период подросткового возраста характеризуется недостаточной сформированностью социальных установок, неустойчивостью эмоциональных процессов, внушаемостью по отношению к сверстникам, повышенной социальной активностью, что при определенных условиях может способствовать развитию и укреплению ксенофобских установок у подростка. Чаще всего ксенофобия начинает формироваться уже в детском возрасте под влиянием ксенофобских установок одного либо обоих родителей. Формирование стереотипов у ребенка в интернатном учреждении зависит от установокпедагогического сообщества,которое окружает ребенка и транслирует ему общественные нормы.
Проблема ксенофобии в подростковом возрасте требует глубокого изучения и актуализирует необходимость диагностики для разработки профилактических рекомендаций преодоления ксенофобии на этапах ранней социализации при разных типах воспитания.
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей ксенофобских установок у подростков при семейном и интернатном типах воспитания для разработки рекомендаций родителям и воспитателям. В качестве частной задачи предполагалось определить связи ксенофобских установок с индивидуально-психологическими особенностями подростков (агрессивностью) и уровнем их самооценки.
На основе анализа литературыпо проблеме подростковой ксенофобии (Апанасюк Л.А., 2013, Гурина О.Д., 2013, 2016; Дозорцева Е.Г., Маланцева О.Д., 2010 и др.) нами была сформулирована гипотеза о том, что при семейном типе воспитания ксенофобские установки подростков имеют большую распространенность и выраженность, чем при интернатном.Для ее проверки было проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 84 подростка в возрасте 12±1,15 лет (42 мальчика, 42 девочки) из них 42 человека воспитывались в семье, 42 человека – в интернате. Группы были уравнены по полу и возрасту.
В исследовании использовались следующие методики: «Шкала мнений» О.Д. Гуриной (2013) для оценки выраженности ксенофобских установок; опросник А. Басса – М. Перри для определения склонности к агрессии; Шкала самооценки Т.В. Дембо– С.Я. Рубинштейн.
В результате исследования было выявлено наличие ксенофобских установок в обеих группах. При этом подтверждается выдвинутая нами гипотеза: отмечается существенное различие (p<0,05) между группами в проявлении и степени выраженности ксенофобских установок со значимо более высоким их уровнем при семейном типе воспитания (75,16±2,31), чем при интернатном (68,07±1,16).
Для понимания психологических причин различий между двумя группами по степени выраженности ксенофобии, были проведены дополнительные исследования самооценки и агрессивности (включая ее различные компоненты) у подростков этих двух категорий.Нами были установленыразличиямежду группами подростков при семейном и интернатном типах воспитания в проявлениях самооценки (U=0,012), склонности к физической агрессии(U=0,044), гневу(U=0,046) ивраждебности (U=0,033).
Обнаружена прямая статистически значимая связь (p<0,05) между ксенофобскими установками и показателями враждебности,а также обратная – с показателями самооценки. Между индивидуальными особенностями и ксенофобскими установкамиподростков нами была установлены корреляционные связи:показатели ксенофобских установок испытуемых и величина самооценки связаны обратной корреляционной зависимостью (-0,360** на уровне значимости p<0,05) - иначе говоря, чем ниже показатель самооценки, тем большее проявление имеют ксенофобские установки;по сравнению с параметрами «Гнев» и «Физическая агрессия» показатель враждебности имеет более сильную (0,275**на уровне значимостиp<0,05) прямую корреляционную связь с выраженностью ксенофобских установок.Следует отметить, что данное исследование обладает рядом ограничений: намине учитывалось место проживания в мегаполисе (Москва) и небольшом городе (г. Гагарин);не проводилось уравниваниегрупп подростков по интеллектуальному уровню.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности внедрения ряда рекомендаций для педагогов и психологовдля профилактики ксенофобии у подростков, в особенности в семейной среде. Полученные данные позволяют выделить группы риска в этом отношении. Целесообразно проведение скрининговых исследований для определения уровня ксенофобских установок у подростков, а также выраженности индивидуально-психологических характеристик, облегчающих их проявление. К таким характеристикам относятся враждебность и низкая самооценка. С подростками группы риска, проживающими как в семьях, так и в условиях интерната, могут быть проведены психокоррекционные занятия, при разработке которых следует учесть результаты данного исследования.
В дальнейшем проблема ксенофобии при различных типах воспитания может быть исследована на более глубоком уровне, с учетом иных социальных условий (проживание в различных типах городов) и индивидуальных характеристик (например, уровень интеллекта).

Литература
1.   Апанасюк, Л.А. Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде:социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия:Гуманитарные науки. –2013. – №4 (120). – С. 284–287.
2.   Гурина, О.Д. Методика диагностики ксенофобских установок у подростков // Молодые ученые – столичному образованию. Материалы ХII городской научно-практической конференции с международным участием. –Москва : ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. –С. 268–270.
3.   Дозорцева, Е.Г., Маланцева, О.Д. Психологические особенности подростков, склонных к ксенофобии // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. –C. 44–53.