Автор Тема: ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СВИДЕТЕЛЕЙ БУЛЛИНГА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА  (Прочитано 882 раз)

Вакуленко А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СВИДЕТЕЛЕЙ БУЛЛИНГА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Вакуленко А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – Делибалт В.В.

В данной работе мы постараемся описать особенности смысловой сферы свидетелей буллинга подросткового возраста.В 2019 году была опубликована статья Горловой И.Ю., Кузнецовой О.З. «Буллинг в образовательных учреждениях», в ней приводятся результаты анонимного опроса, которые показывают, что почти половина 48,7% опрошенных лично не сталкивались с травлей, примерно такое же количество опрошенных 45,72% сталкивались с буллингом в школе или  в сети Интернет; 72,29% (почти ¾ респондентов) были жертвами буллинга или кто-либо из близких подвергались травле (Горлова И. Ю., Кузнецова О. З., 2019).  Это наглядно показывает распространенность травли и важность исследования данного феномена.
Цель работы состоит в выявлении и описании особенностей смысловой сферы подростков, являющихся свидетелями травли в школе.
Наиболее часто цитируемым ученым при изучении темы буллинга является психолог из Норвегии Ольвеус Д., чье определение травли детей и подростков стало общепризнанным.  Он пишет о том, что это умышленное, систематическое агрессивное поведение, содержащее неравенство социальной власти или физической силы (Olweus D., 1987).Проявлятьсябуллинг может по-разному, он может быть разделенна такие виды, как прямой и косвенный. В свою очередь, прямойбуллинг можно разделить на физический (применение физической силы на постоянной основе, порча вещей, отбирание денег) и вербальный (словесное унижение, поддразнивание и т.п.), а к косвенному относится социальное игнорирование, избегание, сплетни, заговоры, бойкоты, манипуляции. Стоит отметить, что данные проявления имеют некоторые особенности: они происходят на постоянной основе, умышленно и могут вариативно чередоваться.
В своей работе мы придерживаемся ролевой структуры травли, которую предложила О.Л. Глазман, где есть следующие фигуры: обидчик (инициатор), помощники, защитники, жертва(ы) травли, свидетели (наблюдатели) (Глазман О.Л., 2009). Д. Олвеус предлагал более подробную ролевую классификацию, но наиболее важным для нас является его положение о динамичности травли и выделение такого понятия, как «Круг буллинга».
Следует еще раз сделать акцент на том, что выстроенная система личностных смыслов и ценностей выполняет именно регулятивную функцию. «Проблема смысла– это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике так же, как понятие личности венчает всю систему психологии» (Леонтьев Д.А., 2003). Мы понимаем смысл как индивидуально-психологическое образование сознания, которое формирует отношение к любым другим сферам жизни человека. Смысловая сфера личности – это набор смыслов, выстроенных в единую систему, она выполняет регулирующую функцию в психической жизни человека.
В период подросткового возраста перед личностью впервые появляется такая цель, как личностное означивание мира, то есть происходит активное встраивание смыслов и ценностей в индивидуальную и неповторимую систему, которая подчеркивает направленность подростка и его уникальность, так как здесь перестраивается система «Я и Общество»(Почтарева Е. Ю., 2017). От того, как выстроена система в этот возрастной период, будет зависеть дальнейшее развитие личности.Перестройка смысловой сферы очень часто сопутствует возрастным кризисам и новообразованиям. Именно в подростковом возрасте большое значение имеет формирование ценностно-смысловой сферы, что впоследствии влияет на поведение подростка.
Основной гипотезой исследования послужило предположение том, что у подростков, являющихся свидетелями в ситуации буллинга, структура и содержание ценностно-смысловой сферы будет иметь качественные отличия.Выборка исследования состояла из 48 подростков в возрастном диапазоне13-14 лет. В экспериментальную группу вошли 23 подростка, в контрольную – 25 подростков. Все участники исследования являются учащимися 7-8 классов общеобразовательных школ города Донецка (ДНР).
В исследовании использовались следующие методики: 1. Методика-опросник риска буллинга (ОРБ) (Бочавер А.А. и др.).Методика включает в себя 4 шкалы, две шкалы-предикторы (небезопасности, разобщенности) и две шкалы-антипредикторы (благополучия и равноправия)буллинга.  Данная методика послужила инструментом для распределения выборки на экспериментальную и контрольную группы.Группа с высокими баллами по шкалам-предикторам является экспериментальной. В случае отсутствия таких баллов по шкалам-предикторам, и /или, напротив, с высокими баллами по шкалам благополучия и равноправия, группа определялась как контрольная.
2. Методика, направленная на выявление «буллинг-структуры» (Норкина Е.Г.).Данная методика послужила инструментом для понимания ролей участников буллинга в экспериментальной группе и выделения непосредственно категории свидетелейбуллинга.Было выделено 23 подростка, являющихся свидетелями травли в образовательной среде.
3. «Тест смысложизненных ориентаций» (адаптирован Д. А. Леонтьевым).Данная методика имеетв себе пять шкал(Цели в жизни, Процесс жизни, Результат жизни, Локус контроля - Я, Локус контроля – Жизнь) и общий показатель Осмысленности жизни.
В исследовании были получены следующие результаты.
Подростки, выступающие свидетелями в ситуации буллинга, имеют низкие баллы по субшкале «Процесс жизни», это может свидетельствовать о том, что подростки-свидетели травли неудовлетворены жизнью: воспринимают ее как неинтересную, в ней мало эмоционально положительной насыщенности.По шкале «Локус контроль-Я»у подростков-свидетелей буллинга также баллы значительно ниже, что может говорить о том, что данная категория подростков не верит в то, что они могут контролировать ситуации и то, что происходят у них в жизни.
Относительно результатов по субшкале «Локус контроль-жизнь»можно отметить, что подростки, находящиеся в ситуации буллинга и выступающие в условной роли свидетелей, имеют уверенность в том, что жизнь невозможно контролировать сознательно, и не имеет смысла что-либо планировать, так как человеку неподвластен контроль событий и свобода условна.
Таким образом, ситуация буллинга откладывает свой отпечаток на развитие личности не только на жертв и буллеров, но и на свидетелей травли. Содержание ценностно-смысловой сферы у подростков, являющихся свидетелями травли в школе,качественно отлично от подростков, не наблюдающих ситуации травли в классе. Однако, следует отметить тот факт, что смысловая сфера должна исследоваться с учетом социальной ситуации развития. В данной работе выборкой являются жители территории, где существует военное положение. Данный факт мог оставить свой отпечаток на формировании смысловой сферы подростков, что имеет значение для оценки репрезентативности исследования. Для полного понимания особенностей смысловой сферы свидетелей буллинга в подростковом возрасте необходимо проведение аналогичного исследования смысловой сферы подростков в иных условиях.

Литература
1. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 105. –  C. 159-165.
2. Горлова И. Ю., Кузнецова О. З. Буллинг в образовательных учреждениях// Электронный научно-методический журналОмского    ГАУ. – 2019. –Спецвыпуск    №6. – URL:http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00665_1.pdf. -ISSN2413-4066
3. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности /Д. А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2003. – 487 с.
4. Почтарева Е. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития //Вестник Пермского университета.  Философия.  Психология.  Социология. – 2017. – № 4 (32).  – С. 563-575.
5. Olweus D. Bully/victim problems among school children in Scandinavia. /In J.P. Myklebust, R. Ommundsen (Eds.) – Oslo, 1987. – p. 395-413