Автор Тема: Современные зарубежные исследования психологического благополучия детей...  (Прочитано 2390 раз)

Гнитеева Л.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Современные зарубежные исследования психологического благополучия детей разведённых родителей
Гнитеева Л. Н.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель - Дозорцева Е. Г.

Более полувека специалисты различных специальностей (в области семейной, юридической психологии, психологии развития) во всем мире активно изучают влияние ситуации развода на психологическое благополучие и психическое здоровье взрослых и детей. Высокая социальная значимость проблемы разводов обеспечивает столь продолжительный интерес к ней со стороны и учёных, и практиков. Многочисленные накопленные данные не оставляют сомнений, что развод является сильным стрессогенным фактором для всех членов распавшейся семьи (Amato, 2014). Дети и подростки, столкнувшиеся с разводом родителей, составляют группу риска по возникновению различных психологических и психических нарушений, в том числе по развитию психоза (Amato, Anthony, 2014; Ayerbe et al., 2020; Sands et al., 2017). Американский учёный П. Амато, проведя метаанализ результатов более чем полусотни исследований последствий развода для взрослых и детей (данные специалистов из США, стран Западной Европы), констатирует: дети разведённых родителей имеют широкий спектр эмоционально-поведенческих проблем и более низкую академическую успеваемость по сравнению с детьми, чьи родители состоят в браке (Amato, 2014).
 В настоящее время изучение феномена развода активно продолжается. Львиная доля публикуемых работ принадлежит зарубежным авторам. Количество и качество западных исследований отражает высокий уровень их финансирования, а следовательно, их востребованность в странах Европы и США, в результате чего задачи исследований определяются конкретными социальными запросами. При этом современные иностранные исследования детей разведённых родителей характеризуются рядом особенностей.
Прежде всего, эти исследования имеют явную практическую направленность. Вне зависимости от предмета исследований их задачи связаны с вопросом организации помощи семьям, переживающим развод. При этом внимание учёных направлено не столько на изучение спектра негативных последствий ситуации развода для членов семьи, сколько на выявление факторов, характеризующих семейную ситуацию в доразводный и послеразводный периоды, способных усугубить или смягчить негативное влияние развода. Среди психологических «факторов риска» выделяют следующие: вовлечение детей в конфликт родителей, депрессивное состояние матери, преждевременное знакомство детей с новыми партнёрами родителей. К «факторам защиты» относят такие, как эмпатия матери и интеллект ребёнка, эффективность кооперации родителей по вопросам воспитания, эмоциональное принятие родителями разрыва супружеских отношений (Amato, 2014; Brand, 2017; Lamela, 2016). 
Наравне с этими вопросами активно изучается эффективность помощи, оказываемой разведённым семьям. В частности, эффективность социальных программ, направленных на поддержку разведённых семей, консультативной помощи (специалистами телефона доверия, персоналом школ) и различных методов психотерапевтической работы с детьми и подростками (Mahmud et al., 2011; Sandler, 2020). 
В дополнение к социально-практической ориентации исследований наблюдается изменение моделей самих исследований, способов сбора и анализа данных (Amato, Keith, 2001). В частности, фактор возраста (и связанной с возрастом специфики исследуемого феномена) уходит на второй план. Характеризуя трудности, с которыми «дети развода» сталкиваются в процессе адаптации к изменениям жизни семьи, исследователи выделяют в детских группах разного возраста комплекс симптомов, относя их к определенной категории расстройств. Так, поведенческие расстройства рассматриваются через категории интернализующего (депрессивность, тревожность, соматические жалобы) и экстернализующего поведения (агрессивность, нарушение правил) (Sands еt al., 2017; Sillekens S., Notten N., 2018). При этом представления о специфике проблем поведения в разные возрастные периоды отсутствуют. Тем не менее, выбор методов исследований с очевидностью определяется возрастом испытуемых. Наблюдается явная тенденция отдавать предпочтение валидным стандартизированным методам, позволяющим получить достоверные данные (объективная регистрация поведения, опросники, экспертные оценки родителей и педагогов, физиологические методы). Разрабатываются достаточно эффективные способы стандартизации данных при помощи проективных методов (в частности, рисуночных тестов), однако эти методы остаются менее популярными (Mento et al., 2019; Vladislav, Marc, 2017).
Таким образом, особенности организации современных зарубежных исследований по проблеме развода обуславливают характер научных данных, полученных на сегодняшний день. Социально-практическая направленность исследований способствовала накоплению знаний, затрагивающих практически значимые вопросы «факторов риска» и «факторов защиты» от негативных последствий развода, а также касающихся эффективности различных видов помощи семьям, переживающим или пережившим развод. Основное внимание западных исследователей направлено на выявление «проблемных зон» без отражения целостной картины развития детей из разведённых семей, а также без выделения возрастной специфики.   
Литература
1.   Amato P. R. The consequences of divorce for adults and children: An update // Društvena istraživanja. – Zagreb. – 2014. – 23. – P. 5–24.
2.   Amato P. R., Anthony C. J. Estimating the effects of parental divorce and death with fixed effects models // Journal of marriage and family. – 2014. –76. – P. 370–386.
3.   Amato P. R., Keith B. Children of Divorce in the 1990s: An Update of the Amato and Keith (1991) Meta-Analysis // Journal of Family Psychology. – 2001. – Vol.15. – №3. – P. 355–370.
4.   Ayerbe L., Pérez-Piñar M., Foguet-Boreu Q, Ayis S. Psychosis in children of separated parents: A systematic review and meta-analysis // European Psychiatry. – 2020. – 63 (1). – P. 1–9.
5.   Brand J. E., Moore R., Song X., Xie Y. Unequal families, unequal effects: How parental divorce differentially impacts children’s educational attainment // UCLA CCPR population working papers. – 2017. – 128.97.186.17.
6.   Lamela D., Figueiredo B., Bastos A., Feinberg M. Typologies of post-divorce coparenting and parental well-being, parenting quality and children’s psychological adjustment // Child Psychiatry and Human Development. – 2016. – 47. – P. 716–728.
7.   Mahmud Z., Yunn Y. P., Aziz R., Salleh A., Amat S. Counseling Children of Divorce // World Applied Sciences Journal. – 2011. – 14. – P. 21–27.
8.   Mento C., Modicamore D., La Torre D., Silvestri M. C., Rizzo A. Family drawing and psychological vulnerability in Children’s representations of parental divorce //  Cogent Psychology. – 2019. – 6: 1654723. – P. 1 – 14.
9.   Sandler I., Wolchik S., Mazza G., Gunn H., Tein J.-Y., Berkel C., Jones S., Porter M. Randomized Effectiveness Trial of the New Beginnings Program for Divorced Families with Children and Adolescents // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. – 2020. – 49 (1). – P. 60–78.
10.   Sands A., Thompson E. J., Gaysina D. Long-term influences of parental divorce on offspring affective disorders: A systematic review and meta-analysis // Journal of affective disorders. – 2017. – 218. – P. 105–114.
11.   Sillekens S., Notten N. Parental Divorce and Externalizing Problem Behavior in Adulthood. A Study on Lasting Individual, Family and Peer Risk Factors for Externalizing Problem Behavior when Experiencing a Parental Divorce // Deviant Behavior. – 2018. – 41:1 – P. 1–16.
12.   Vladislav E., Marc G.  The Specific Issues of Self-Image and the Image of Parental Figures for Children in Families with Conflict Divorce // Journal of Experiential Psychotherapy. – 2017. – Vol. 20. – №4 (80) – P. 25–29.