Автор Тема: Исследования проспективной памяти в зарубежной литературе  (Прочитано 2405 раз)

Кунякина К.Г.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Исследования проспективной памяти в зарубежной литературе
Кунякина К.Г.
 Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель - Русаковская О.А.

Рост объема информационного потока в жизни человека приводит к ослаблению процессов запоминания, что может ограничивать жизнь в полной мере. В связи с этим все большее количество людей используют различные инструменты для архивирования прошлых и планирования будущих событий. При этом складывается установка не на мобилизацию собственных ресурсов для повышения эффективности запоминания, а на использование сторонних напоминаний. Актуальность изучения выбранной нами темы также заключается в том, что в отечественной литературе по проблеме памяти очень малое количество сведений о проспективной памяти, дефицит исследований на эту тему является серьезным пробелом в отечественной психологии. Помимо этого, способность не забывать выполнять намеченное является важнейшим критерием успешности повседневного функционирования и уровня бытовой и социальной адаптации и может использоваться при судебно-психиатрическом исследовании (Харитонова Н.К., Русаковская О.А, 2020).
Цель исследования: изучение зарубежных исследований, посвященных проблеме проспективной памяти.
В данной работе была предпринята попытка изучить результаты 30-летних зарубежных исследований проспективной памяти. Термин проспективная память подразумевает способность запомнить намерение и запланированное в будущем действие. Также она включает в себя процессы планирования действия, воспоминание о запланированном действии в подходящий момент и собственно его реализацию.
Выделяют несколько типов проспективной памяти, к более изученным видам относится память, связанная с событием, и память, связанная со временем. Стимулы проспективной памяти на основе событий быстрее и эффективнее вызывают связанные с этим стимулом намерения, т.е. окружающая среда может служить внешним сигналом, чтобы побудить намерение, которое было сформировано. Например, вид круглосуточного магазина может вызвать в памяти намерение пополнить запасы молока. Событийную проспективную память Макдэниал, Эйнштейн и др. (McDaniel, M.A., & Einstein, G.O., 2007) дополнительно разделяют на задачи немедленного и отложенного выполнения. К первой группе относятся задачи, выполняемые сразу же при получении специфического сигнала. Ко второй группе относятся задачи, предусматривающие задержку между восприятием соответствующего сигнала и выполнением запланированного действия.
Стимулы проспективной памяти, связанные со временем, менее заметны и являются сигналами, для обнаружения и восприятия которых требуется больше ресурсов самоинициации и внимания (Einstein & McDaniel, 1996). Их разделяют на две категории: те, в которых обнаружение сигнала заданно конкретным временем (например, встретимся сегодня в 5 вечера) и те, в которых обнаружение сигнала происходит по истечению какого-либо количества времени (например, перезвонить через 20 минут). Некоторые исследователи утверждают, что это разделение стимулов бесполезно на временные и событийные, поскольку в некоторых натуралистических ситуациях, основанных на времени, человек имеет доступ к внешним хронометрам, которые могут служить ориентирами на события (Graf & Grondin, 2006).
За последние 30 лет было предложено несколько теорий, объясняющих когнитивные процессы, лежащие в основе проспективного восстановления памяти. Теория процессов подготовительного внимания и памяти (Smith and Bayen, 2005) подразумевает, что ключевая роль отдана процессу мониторинга, который начинается в тот момент, когда человек формулирует намерение и заканчивается после его осуществления, и механизмам ретроспективной памяти, которые позволяют вспомнить, какое именно действие необходимо совершить.
Рефлексивно-ассоциативная теория (Einstein and McDaniel, 1990) предполагает, что при создании намерений для проспективной задачи памяти, создаются ассоциации между целевым сигналом и предполагаемым действием. Когда происходит целевой сигнал, автоматическая ассоциативно-запоминающая система запускает поиск предполагаемого действия и возвращает его в сознательное состояние.
Мультиоперационная теория (Einstein and McDaniel, 2005) исходит из предположения, что проспективное извлечение памяти не всегда нуждается в активном процессе мониторинга, но может происходить спонтанно (т. е. появление сигнала может вызвать восстановление намерения, даже если не задействованы подготовительные процессы внимания). Поэтому для успеха проспективной памяти можно использовать несколько процессов.
Успешность извлечения задач проспективной памяти зависит от некоторых факторов:
•   наличие внешних подсказок подводит к выполнению запланированного действия чаще, чем внутренние, придуманные самим человеком (Sellen, Abigail J., et al., 1997);
•   необычность стимула (McDaniel, Mark A., and Gilles O. Einstein., 1993);
•   сила ассоциации между стимулом-подсказкой и запланированным действием (McDaniel, Mark A., et al., 2004);
•   оценка важности выполняемой задачи (McDaniel, M., & Einstein, G., 2000).
Молодые люди, как правило, превосходят пожилых людей в лабораторных задачах проспективной памяти (d’Ydewalle, G., Bouckaert, D., & Brunfaut, E., 2001). Однако в реальных условиях эксперимента возникает иная картина. Некоторые исследования не обнаружили никакой разницы между молодыми и пожилыми людьми (West, R., 1988), в то время как другие показали, что пожилые люди превосходят молодых в выполнении натуралистических задач (Bailey, P.E., Henry, J.D., Rendell, P.G., Phillips, L.H., & Kliegel, M., 2010). В совокупности эти расхождения были названы парадоксом возрастной проспективной памяти. Пытаясь разрешить эти противоречивые выводы, было доказано, что молодые и пожилые люди могут отличаться по своей мотивации к успешному выполнению задач проспективной памяти вне лаборатории (Rendell, P.G., & Craik, F.I.M., 2000).

Литература:
1.   Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Новые подходы к оценке социального функционирования (зарубежные исследования проспективной памяти) // Судебная психиатрия. Актуальные проблемы. Москва, 2020. (В печати)
2.   Bailey, P.E., Henry, J.D., Rendell, P.G., Phillips, L.H., & Kliegel, M. (2010). Dismantling the “age-prospective memory paradox”: The classic laboratory paradigm simulated in a naturalistic setting. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 63, 646-652.).
3.   d’Ydewalle, G., Bouckaert, D., & Brunfaut, E. (2001). Age-related differences and complexity of ongoing activities in time- and event-based prospective memory. The American Journal of Psychology, 114, 411-423.
4.   Einstein, G. О. & McDaniel, М. (2005). Prospective memory: Multiple retrieval processes. Current Directions in Psychological Science, 14, 286-290.
5.   Graf, P., & Grondin, S. (2006). Time perception in time-based prospective memory. In J. Glicksohn & M.S. Myslobodsky (Eds.), Timing the future: The case for a time-based prospective memory (pp. 1-24). London: World Scientific.
6.   McDaniel, M., & Einstein, G. (2000). Strategic and automatic processes in prospective memory retrieval: A multiprocess framework. Applied Cognitive Psychology, 14, 127-144.
7.   McDaniel, M.A., & Einstein, G.O. (2007). Prospective memory: An overview and synthesis of an emerging field: Thousand Oaks, CA: Sage.
8.   Rendell, P.G., & Craik, F.I.M. (2000). Virtual and actual week: Age-related differences in prospective memory. Applied Cognitive Psychology, 14, S43-S62.
9.   Sellen, Abigail J., et al. What brings intentions to mind? An in situ study of prospective memory // Memory. — 1997. — № 5.4. — С. 483-507.
10.   Smith, Rebekah E., and Ute J. Bayen. The effects of working memory resource availability on prospective memory: A formal modeling approach // Psychology. — 2005. — № 52.4. — С. 243-256.
11.   West, R. (1988). Prospective memory and aging. In M.M. Gruneberg, P.E. Morris, & R.N. Sykes (Eds.), Practical aspects of memory: Current research and issues (Vol. 2, pp. 119-125). Chichester, U.K: Wiley.