Автор Тема: Особенности онлайн-поведения  (Прочитано 208 раз)

Пономарева Е.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Особенности онлайн-поведения
« : Май 17, 2020, 03:37:27 »
Особенности онлайн-поведения
Пономарева Е.С.
ФГБОУ ВО МГППУ (г. Москва)
Научный руководитель – Делибалт В.В.

Актуальность статьи состоит в необходимости рассмотрения такой проблемы, как онлайн-поведение. Следует обратить внимание на повышение интереса к теме Интернета среди исследователей, что происходит на фоне увеличения активности людей в виртуальной среде. Это отражено в данных Web of Science Core Collection, свидетельствующих о росте числа публикаций по теме за последние 10 лет.
Здесь представлены данные о 639388 публикациях в области исследования «Психология», из которых 9473 было найдено по запросу «Internet». Так как тема нашего исследования касалась феномена пресуицидального состояния, мы продолжили поиск с уточнением «suicide» и получили данные о 212 работах (здесь также наблюдается положительная динамика по годам).
Таким образом, можно говорить о недостаточной проработанности рассматриваемой темы и увеличении ее актуальности.
Цель этой статьи заключается в систематизации подходов к изучению онлайн-поведения и выделении основных определений, относящихся к нему.
Многие исследователи, изучающие Интернет в рамках психологии, сталкиваются со связанными понятиями, характеризующими контекст его использования и существования. Например, Э. Маклюэн говорит об электронном типе коммуникации, который объединяет людей в единую информационную систему, формирующую, таким образом информационную культуру, которая становится неотъемлемой частью информационного общества (Марцинковская Т.Д., 2012). Появление такого общества связано с техническим прогрессом и является его следствием, так как указанный выше тип коммуникации не может быть осуществлен непосредственно и требует включения технических средств. Здесь А.Ш. Тхостов указывает на наличие связи между активным использованием технологий и ослабеванием непосредственных навыков и умений (Емелин В.А., 2013). В этом же контексте А.Е. Войскунский отмечает, что программное обеспечение технических устройств и Интернет представлены в виде сложных знаковых систем. Соответственно, использование технологий также предполагает опосредованность деятельности в Интернете знаками (Войскунский А.Е., 2018).
А.Ш. Тхостов указывает, что функции Интернета относятся к двум связанным, но достаточно автономным областям: информационной и коммуникативной (Емелин В.А., 2013). Перекладывая это на онлайн-поведение, можно предположить существование двух его форм (работа с информацией и коммуникация), к которым относятся и более частные варианты проявления онлайн-активности.
Таким образом, онлайн-поведение осуществляется в реальном пространстве, и опосредуясь технологиями, а также знаковыми системами, отображается в виртуальном пространстве.
Далее будет рассмотрено несколько теорий, в которых анализируются 3 компонента онлайн-поведения: проактивное совладающее поведение, поиск информации и коммуникативное поведение.
J. Jansen и P. Van Schaik сравнивают возможности 3-х когнитивных моделей («Protection motivation theory (PMT)» автора R.W. Rogers, «The reasoned action approach (RAA)» авторов M. Fishbein и I. Ajzen, а также «Интегративная модель») в анализе тенденций к предупреждению пользователями угроз в Интернете и принятию мер по защите личных данных в ходе использования онлайн-сервисов. Интегративная модель объединяет в себе PMT и RAA, включая в себя все их характеристики, некоторые из которых видоизменяются авторами (J. Jansen и P. Van Schaik). Воспринимаемый контроль (в RAA это субъективные представления о личностных и средовых факторах) видится как комбинация самоэффективности (в PMT это воспринимаемая способность осуществить действие) и локуса контроля. Так как это 2 различных конструкта, авторы решили использовать их вместо понятия воспринимаемого поведенческого контроля. Проведя эмпирическое исследование, они установили, что значимыми предикторами будут такие факторы как воспринимаемая уязвимость (оценка вероятности возникновения события); затраты, требуемые действием; эффективность ответа (степень снижения угрозы предпринимаемым действием); намерение; воспринимаемые описательные нормы (восприятие конкретного поведения, реализуемого значимыми людьми), самоэффективность и локус контроля (Jansen J., 2016).
E. Pelaprat и B. Brown утверждают, что ключевой конструкт понимания онлайн-поведения (социальной составляющей) – это взаимность (reciprocity). Взаимный обмен, порождает и активизирует различные формы социальной активности, вовлекая в нее людей; а так как онлайн-поведение здесь отражает отношения людей, опосредованные Интернет-пространством через технические средства, то оно содержит в себе множество аспектов свойственных социальной активности в реальном пространстве.
Взаимный обмен – это символический обмен, в котором функция передачи и ответа на нее заключается в обретении распознаваемости партнером.
Взаимность – это действие, означающее факт признания того, в ответ на аналогичное, произошедшее первым.
E. Pelaprat и B. Brown также анализируют ключевую парадигму описания особенностей социального аспекта онлайн-поведения, известную как «Rational choice theory (RCT)», касающегося поиска информации. Ядерный компонент здесь – предположение о том, что поведение (в частности, поведение в Интернете) продиктовано удовлетворением собственного интереса, а также уменьшением требуемых затрат путем его оптимизации (Pelaprat E., 2012).
Поиск информации и коммуникативное поведение направлены на разные цели, и в соответствующих контекстах рассматривают взаимодействие людей в Интернете: удовлетворение потребностей, не связанных с социальным взаимодействием и учитывающих только собственные интересы; а также удовлетворение потребностей в социальном взаимодействии, которые могут обуславливать альтруистические тенденции в поведении. Эти 2 формы онлайн-поведения внешне сложно различимы, так как действия, характерные для коммуникативного поведения, могут проявляться в ходе поиска информации и наоборот. Вероятно, их следует различать по мотивационной составляющей, которая является основой теорий, рассматривающих эти феномены.
Таким образом, видно, что формы онлайн-поведения («работа с информацией» и «коммуникация») тесно связаны между собой. Часто может выделяться одна, как ведущая, и другая – как вспомогательная.
В качестве вывода можно сформулировать определение онлайн-поведения. Это форма социального поведения, реализуемая в виртуальном пространстве, опосредованная знаками, информационно-коммуникативными технологиями, техническими средствами, и отражающая в определенной степени индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики пользователя.
Литература
1.   Войскунский, А.Е. Психология в сетевом контексте: начальный период / А.Е. Войскунский // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. – 2018. – №. 2. – С. 268–280. – doi: 10.17586/2587-8557-2018-2-268-280.
2.   Емелин, В.А. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета / В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов // Вопросы философии. – 2013. – № 1. – 74–84.
3.   Марцинковская, Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2012. – Т. 5. – №. 26. – 7 c. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n26/766-martsinkovskaya26.html (дата обращения: 04.11.2019).
4.   Jansen, J. Understanding Precautionary Online Behavioural Intentions : A Comparison of Three Models / J. Jansen, P. Van Schaik // Proceedings of the Tenth International Symposium on Human Aspects of Information Security & Assurance (HAISA 2016) / eds. N.L. Clarke, S.M. Furnell. – Plymouth : University of Plymouth, 2016. – P. 1–11.
5.   Pelaprat, E. Reciprocity: Understanding online social relations / E. Pelaprat, B. Brown [Электронный ресурс] // First Monday. – 2012. – Vol. 17. – № 10. – doi: 10.5210/fm.v17i10.3324. – URL: https://journals.uic.edu/ojs/index.php/fm/article/view/3324/3330 (дата обращения: 21.12.2019).

Бойкина Е.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Re: Особенности онлайн-поведения
« Ответ #1 : Май 18, 2020, 11:27:25 »
Здравствуйте, скажите, вы изучаете онлайн-поведение как генерализованный феномен или применительно к определённым возрастным выборкам? Интересуюсь с позиции рассмотрения данного вопроса сквозь призму теорий поколений: подчинено ли данное поведение в виртуальном пространстве каким-то общим принципам, или, скажем, центиниалы/айджененры/хоумлендеры как-то выбиваются из этой массы?
Спасибо))

Пономарева Е.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Re: Особенности онлайн-поведения
« Ответ #2 : Май 19, 2020, 12:46:28 »
Здравствуйте. В этой статье, мы рассматриваем онлайн-поведение в общем плане. Но в исследовании мы применяем его для рассмотрения пресуицидального состояния молодых людей подросткового возраста. В рамках теории поколений мы онлайн-поведение не рассматривали; думаю, это было бы интересно.

Бойкина Е.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Re: Особенности онлайн-поведения
« Ответ #3 : Май 19, 2020, 09:27:25 »
Спасибо за ответ! Удачи в ваших исследованиях!

Пономарева Е.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Re: Особенности онлайн-поведения
« Ответ #4 : Май 20, 2020, 10:50:22 »
Спасибо!