Автор Тема: Связь альтруизма и эгоизма и девиантного поведения  (Прочитано 1577 раз)

Шевцов А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Связь альтруизма и эгоизма и девиантного поведения
Шевцов А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель – Лаврешкин Н.В.

Альтруизм и эгоизм — термины, недостаточно часто рассматриваемые в современном психологическом сообществе ввиду представления об их относительной изученности и малой значимости, однако, на самом деле, они играют большую роль в процессе взаимодействия человека и окружающего его общества и представляют большой интерес, в том числе и в рамках юридической психологии. Альтруистическая и эгоистическая направленность индивида непосредственно связаны с ориентацией его на сотрудничество или соперничество, помощь или безразличие. Согласно исследованиям ценностной сферы подростков, совершивших противоправные действия (Никитская Е. А., Маркова С. В., 2011), было выявлено, что их ориентации были связаны в первую очередь с удовлетворением эгоистических потребностей, явно прослеживалось отвержение более социальных ценностей.
Для дальнейшего исследования был выдвинут ряд гипотез, главной из которых является гипотеза о том, что слабая выраженность альтруистической ориентированности личности может стать одним из факторов склонности к отклоняющемуся поведению. Помимо неё есть также и второстепенные:
1) Соответствующий стиль родительского воспитания и просвещение детей в области альтруизма и эгоизма являются одним из факторов снижения склонности к девиантному поведению.
2) Оценка взглядов ребенка или подростка на альтруизм или эгоизм при помощи соответствующего инструментария позволяет диагностировать направленность ценностных ориентаций индивида, что может являться индикатором просоциальной или деструктивной направленности личности.
3) Существует связь между эгоистической ориентацией личности и деликвентным поведением.
В процессе изучения различных материалов удалось выяснить:
— Альтруизм и эгоизм непосредственно связаны с эмпатией, состраданием и безразличием. Альтруизм — умение понимать другого человека, сострадать ему и совершать акты, направленные на помощь. Он также связан с наличием опыта страданий, необходимым для возникновения такой реакции, а также понимание эмоционального состояния другого. Предпосылкой к такому акту является эмпатический перенос. Эгоизм же, напротив, – отсутствие реакции вследствие непонимания состояния другого либо понимание, но его непринятие или нейтральное отношение к нему. Такой акт может быть направлен как на поддержание, так и на усиление страданий другого. Однако, необходимо выделить различия между эмпатией и альтруизмом и эгоизмом. Эмпатия – это первичная возможность понимать состояние другого человека, после ее возникновения наступает формирование отношения к другому человеку: сострадание или безразличие, и лишь потом это перетекает в совершение акта помощи (альтруизм) или бездействия (эгоизм).
— Альтруизм и эгоизм одинаково важны для индивида и сильное отклонение к одному из полюсов является одним из признаков отклоняющегося поведения по причине того, что оба данных проявления являются природно обусловленными, что подтверждает большое количество исследований (Лаверычева И.Г., 2009).
— Ценностные ориентации отклоняющихся подростков имеют сильный уклон в индивидуализм, т.е. у них присутствует склонность к эгоистическим актам и отвержение просоциальности, то есть альтруистических актов.
— Альтруистические акты способствуют улучшению качества жизни индивида, что снижает возможность возникновения отклоняющегося поведения. Таким образом, развитие альтруистических ориентаций личности может предотвратить возникновение такого поведения.
Исходя из этого можно сделать заключение о том, что важно развитие альтруистических тенденций уже с раннего возраста, на что непременно влияет родительское воспитание. Были проведены исследования, определяющие, какие типы родительского взаимодействия с ребенком наиболее оптимальны для такого развития (Моисеева А.А., 2007).
— Семьи с авторитетными родителями способствуют установлению альтруистических ориентаций у ребенка.
— Поощрения и наказания играют большую роль в формировании личности ребенка. Все современные исследователи отмечают, что физические наказания недопустимы и не способствуют формированию альтруистических направленностей. Материальные (в особенности, денежные) поощрения считаются не самыми эффективными и, согласно некоторым исследователям, даже неприемлемыми. У родителей, чаще применяющих нематериальные способы поощрения, дети имеют большую альтруистическую направленность, чем у родителей, применяющих по большей части материальные способы. Поощрения за приложенные ребенком усилия также имеют большую важность.
— Доверительно-уважительный и личностно-развивающий стили с атмосферой доверия в семье в наибольшей степени влияют на формирование альтруистических тенденций.
— Опасливо-враждебный, агрессивно-принудительный, угрожающе-уничижительный и равнодушно-дистанционный стили воспитания, гиперопека оказывают негативное влияние на развитие альтруистической направленности личности.
Представляется вполне реальным создание уникального диагностического инструмента для диагностики предикторов девиантного поведения при помощи анализа альтруистических и эгоистических тенденций личности. Сейчас весь такой диагностический инструментарий не может в полной мере отражать такие ориентации личности в виду различного рода недостатков, обусловленных спецификой таких методик.
Исследование проводилось посредством анализа литературы, то есть носит исключительно теоретический характер. В дальнейшем необходимо проводить эмпирические исследования для большего углубления в данную тему.

Литература
1. Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистических тенденций поведения, Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Аспирантские тетради [Текст]. - СПб., 2007. - N 17(43), ч.2: Педагогика и психология, теория и методика обучения. - С.178-182.
2. Лаверычева И.Г. Философские и естественнонаучные основания теории эгоизма и альтруизма: дис. Кандидат философских наук: 09.00.13, Санкт-Петербург, 2009, 220 с.
3. Никитская Е.А., Маркова С.В. Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальной общеобразовательной школе.  Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2011, Вып. 3 (22). С. 89-94.


Темирканова А.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Очень интересная тема. Было бы здорово в будущем ознакомиться с результатами уже эмпирического исследования в данном направлении.