Автор Тема: Риски цифровой среды и преступность среди молодежи: результаты...  (Прочитано 973 раз)

Левин Л.М.,Бокова Н.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Риски цифровой среды и преступность среди молодежи: результаты пилотажного исследования
Левин Л.М., Бокова Н.В.
Московский государственный областной университет (г. Москва),
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва),
Научные руководители – Нестерова А.А., Дебольский М.Г.

         Современные цифровые технологии проникают практически во все сферы нашей жизни. С каждым годом число пользователей как виртуальным пространством в целом, так и социальными сетями в частности, растет. При этом наибольшая доля пользователей приходится на подростков и молодежь от 18 до 24 лет (у которых эта доля превышает 95%) (Айсина Р.М., Нестерова А.А., 2019). В современных исследованиях интернет-зависимости и чрезмерной погруженности в электронную среду данное явление принято рассматривать как с точки зрения ресурсов, так и с позиций рисков. В данной работе рассмотрен подход с позиции рисков.
         Как было отмечено С. А. Сашенковым (2012), социальные сети могут оказывать криминогенное влияние на человека. Этому способствуют следующие факторы:
   наличие доступа к информации с отрицательной окраской, содержащей риски имеющемуся благополучию у человека;
   травлю в интернет-среде и противозаконное использование личной информации;
   включенность в криминальные группы в виртуальном пространстве и дальнейшая им приверженность (Сашенков С.А., 2012).
         В. Гладышев-Лядов (2013) утверждал, что социальные сети часто используются и для пропаганды материалов экстремистской и террористической направленности, а зачастую работают вместе со СМИ (Гладышев-Лядов В., 2013)
         Поскольку наиболее уязвимой категорией являются несовершеннолетние и молодежь, нами были изучены социально-демографические характеристики несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции за совершение различных правонарушений.
            По учетам ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве (далее –УИИ) в 2019 году прошло 187 несовершеннолетних, из них: осужденных к обязательным работам – 7, к ограничению свободы – 12, условно-осужденных – 123, подконтрольных лиц с мерой пресечения в виде домашнего ареста – 43, в виде запрета определенных действий – 2. Среди данного контингента было установлено 5 случаев совершения повторных преступлений после постановки на учет в УИИ. Среди причин, повлиявших на совершение рецидивных правонарушений, можно выделить следующие:
   особенности личности подростков;
    отсутствие контроля со стороны родителей;
    неорганизованность досуга несовершеннолетних;
    чувство безнаказанности за совершенные противоправные деяния;
   отсутствие установки на исправление и отказа от преступных намерений самого подростка;
    чрезмерная вовлеченность в киберпространство и вступление в аптисоциальные интернет-сообщества.
        Анализ личных дел показал следующие данные. Среди обследуемых правонарушителей 83% юношей и 17% девушек, первую судимость имели 86% подростков. Ранее уже имели судимость 14% несовершеннолетних, однако суд применил к ним также условную меру наказания. Почти все осужденные (93%) имеют среднее неполное образование, всего 7% имеют образование полное среднее или среднее специальное. Правонарушения были совершены ими в 30% случаев в возрасте 14–16 лет и в 70% случаев – в возрасте 17–18 лет. Почти все преступления (97%) были совершены из корыстных побуждений, и только в 3% – из стремлений к самоутверждению и принятию группой.
          В полных семьях живут 25% подростков, 60% имеют неполные семьи и 15% являлись воспитанниками детдомов и интернатов, у 21% несовершеннолетних есть судимые родственники. Круг общения в 90% семей узкий, и только 3% семей имеют большой круг общения. Доверительные отношения этих подростков складываются в основном только с членами семьи: 31% склонны к доверию матери, 23% утверждают, что доверия заслужили братья и 8% могут положиться на своего отца. Остальные 38% несовершеннолетних не имеют ни с кем доверительных отношений. В 60% случаев родители оказывают негативное влияние на несовершеннолетнего, положительное – лишь в 27%.
         В исследуемых делах было обнаружено, что в 80% семей постоянно происходят конфликты, в 15% – нейтральные отношения в семье, в 5% – доброжелательные. Не интересуются жизнью подростка 80% родителей, из них 60% не ходят в суд, на заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Поведение ребенка в целом, со слов законных представителей, охарактеризовано как удовлетворительное только в 33% случаев, в 67% – неудовлетворительное. Частое позднее возвращение подростка домой отмечено в 63% случаев, что свидетельствует о невозможности родителей контролировать своего ребенка. Поведение ребенка в учебном заведении со стороны педагогов характеризуется как удовлетворительное лишь в 26% случаев, в 63% – неудовлетворительное. Большинство правонарушителей относятся к учебе негативно – 57%, всего 10% относятся к учебному процессу положительно и 7% нейтрально. Учебные заведения, в которых обучаются подростки, в 43% случаев дают им отрицательную характеристику.
            Стабильные хобби и увлечения имеют 50% осужденных. Как следствие, подростки из семей, которые не могут позволить себе регулярно обеспечивать досуг детей, становятся больше предоставлены сами себе и подвержены попаданию в группировки, занимающиеся преступной деятельностью.
           На теле у 13% осужденных имеются татуировки, отражающие их идентичность как с молодежной субкультурой, так и некоторыми криминальными нормами. При опросе несовершеннолетних осужденных 63% указали, что у них отсутствуют проблемы со здоровьем, а 37% отметили наличие различных заболеваний. До совершения преступления 37% несовершеннолетних состояли на учете в психоневрологическом диспансере. По полученным данным всего 13% осужденных не имеют вредных привычек, 14% имели опыт употребления психоактивных веществ (ПАВ), 20% злоупотребляли алкоголем, а 73% курили табачные изделия. Установлено, что 74% родителей имели склонность к употреблению алкоголя, курению, а 13% употребляли ПАВ. Лишь 26% родителей несовершеннолетних не имеют вредных привычек.
           Преступления совершены подростками в основном в отношении незнакомых людей – 83% случаев, и только в 17% ситуаций пострадавшими стали ранее знакомые правонарушителю лица. Возраст пострадавших в 59% случаев не достигает совершеннолетнего, 41% пострадавших – взрослые люди. Корыстный мотив носят 97% преступлений. Физическое воздействие применяли 33% несовершеннолетних, а психологическое воздействие имело место в 17% ситуаций. В момент совершения преступления 33% подростков находились в измененном состоянии сознания (алкогольного опьянения или наркотического воздействия).
         В целях профилактики повторных правонарушений психологами отделения психологического обеспечения УИИ проводится изучение личностных особенностей; выявление склонности к деструктивным формам поведения; консультирование; проведение индивидуальной и групповой работы; социально-психологические исследования в семье; консультирование законных представителей ребенка.
        Для повышения эффективности проводимых мероприятий рекомендуется:
1)   формирование навыков безопасного пользования интернетом, в т.ч. недопущение вступления подростками в антисоциальные сообщества в виртуальном пространстве;
2)   организация доступного, интересного и просоциального досуга несовершеннолетних;
3)   увеличение объема психологического и социального сопровождения семей подростков.


Литература
1.   Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 42—57. doi:10.17759/sps.2019100404
2.   Гладышев-Лядов В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма // Обзор НЦПТИ. 2013. № 3. С. 28–31.
3.   Сашенков С. А. Криминогенное влияние социальных сетей на несовершеннолетних // Вестник Воронежского ин-та МВД России. 2015. № 3. С. 215–219.