Автор Тема: Психологические особенности материнской привязанности у женщин, отбывающих...  (Прочитано 934 раз)

Орлова К.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Психологические особенности материнской привязанности у женщин, отбывающих наказание
Орлова К.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Делибалт В.В.

Согласно официальной статистике Федеральной службы исполнения наказания в исправительных учреждения находятся 42 тысячи женщин, а также 420 детей проживают в 13 домах ребенка (со состоянию на 1 апреля 2020 г.) (Официальный сайт ФСИН, 2020). Формирование нормативных моделей материнства в условиях лишения свободы осложняется отсутствием достаточного количества времени для общения с ребенком, опыта полноценной ответственности и заботы о нем, а также факторами стресса и личностными особенностями, проявляющимися в условиях отбывания наказание, такие как тревога, импульсивность, повышенная агрессия, др. (Дмитриев Ю.А., 2007; Мухина В.С., 2003). В то же время, материнство выступает одним из факторов последующей ресоциализации женщины после освобождения из мест лишения свободы. (Бакунина Т.А., Дебольский М.Г., 2018 )
Целью нашего исследования стало описание психологических особенностей материнской привязанности у осужденных женщин.
Основной гипотезой исследования выступило предположение о том, увеличение уровня материнской привязанности ведет к повышению осмысленности жизни.
Исследование проводилось с участием женщин, отбывающих наказание в Исполнительной колонии №5 Можайского района, которые составили экспериментальную группу (18 человек). Возраст участниц от 18 до 40 лет, все женщины имеют детей; большая часть из них осуждены по 228 статье УК РФ. Также в исследовании принимала участие контрольная группа в размере 14 человек – женщины, проживающие на свободе, не имеющее уголовных судимостей и также имеющие малолетних детей.
Для проверки основной гипотезы исследования нами была использована методика PARI (parental attitude research instrument) Е. Шеффер и Р. Белла в адаптации Т. В. Нещерет. Полученные результаты были обработаны с помощью методов непараметрической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Нам удалось получить статистические значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по таким шкалам как «Развитие активности ребенка», «Раздражительность, вспыльчивость», «Чрезмерная забота, установление зависимости», «Преодоление сопротивления, подавление воли», «Исключение внесемейных влияний», «Подавление сексуальности», «Чрезмерное вмешательство в мир ребенка».
Наибольшие различия проявились по блоку излишней концентрации на ребенке, которая значительно выше в экспериментальной группе. Такие значения, с нашей точки зрения, объяснимы криминальным опытом осужденных и желанием не допустить подобного поведения у своим детей.
Интересной особенностью контрольной группы выступили высокие результаты по шкале «Раздражительность, вспыльчивость». Такие результаты по отношению к экспериментальной группе мы связываем с отсутствием полноценного опыта родительства у осужденных, а именно таких тяжб как болезнь ребенка, хроническая усталость, недостаток свободного времени, т.д.
Суммируя описанные результаты мы можем говорить о повышенном желании контролировать жизнь, развитие и круг общения ребенка как особенности материнской привязанности у женщин, отбывающих наказание, а также дефиците негативного опыта взаимодействия с ребенком, который может стать фактором риска при последующей ресоциализации.

Список литературы:
1.   Бакунина Т.А., Дебольский М.Г. Формирование положительного эмоционального отношения к своей материнской роли у осуждённых женщин, имеющих детей в домах ребёнка при исправительном учреждении // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Т. В. Кирилловой. Рязань, 2018. С. 47–57.
2.   Дмитриев, Ю. А. Пенитенциарная психология: учебник / Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 681 с. – (Высшее образование).
3.   Мухина, В.С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы. //Развитие личности, 2003, №1. – С. 141—153.
4.   Официальный сайт ФСИН http://fsin.su/statistics/