Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2020 > Психология девиантного и криминального поведения

Особенности самооценки у девочек подросткового возраста со склонностью к...

(1/1)

Веселова А.Е.:
Особенности самооценки у девочек подросткового возраста со склонностью к нарушению пищевого поведения
Веселова А.Е.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель Власова Н.В.
В современных условиях очень важной проблемой является рост распространённости нарушений пищевого поведения, особенно среди лиц женского пола в подростковом возрасте, когда происходит активное становление личности. Сейчас отмечается огромное количество девочек в возрасте 13-16 лет, которые стремятся усовершенствовать свою внешность, поддаваясь воздействию социума, доводя себя до изнуряющего физиологического и психологического состояния, что угрожает их психическому и физическому здоровью.
Пищевое поведение – это целостное отношение к пище и её приёму, стереотип питания в обыденных ситуация и ситуациях стресса, ориентация на образ собственного тела и деятельность по его формированию. (Менделевич В.Д., 2008). На формирование отношения к пище влияет множество различных факторов, такие как: социокультурное воздействие, отношения в семье, стресс, различные психологические особенности личности. Пищевое поведение человека направлено не только на удовлетворение базовой биологической и физиологической потребности в пище, но и на удовлетворение психологических и социальных потребностей.
Исследователями отмечается, что у лиц со склонностью к нарушениям пищевого поведения имеются проблемы с самовосприятием. Человек не способен адекватно воспринимать себя и свою внешность, оценивать свои эмоции и воспринимать отношение к нему окружающих (Менделевич В.Д., 2008).
Особенно острой проблема нарушения пищевого поведения становится в подростковом возрасте. Подростковый возраст считается кризисным периодом, так как связан со сменой социальной ситуации развития и сменой ведущей деятельности, формированием Я-концепции личности, его самоотношения. Следствием некорректных попыток совершенствования собственного тела нередко становится нарушение пищевого поведения. Неудачные попытки исправить внешность сказываются на самооценке, поэтому понятия нарушения пищевого поведения и самооценки тесно связаны.
Принимая во внимание все вышесказанное, была сформулирована цель нашего исследования – выявление различий в особенностях самооценки девочек подросткового возраста со склонностью к нарушению пищевого поведение и девочек подросткового возраста с нормативным пищевым поведением.
В рамках эмпирического исследования были применены следующие методики: EAT-26: тест отношения к приёму пищи (David M. Garner); методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан); методика «Шкала оценки уровня удовлетворённости собственным телом» (ШУСТ) (О.А. Скугаревский); методика изучения общей самооценки (Г.Н. Казанцева).
Выборку составили 70 девочек в возрасте 13-16 лет, проживающие в г. Москва. В ходе исследования нами было выявлено, что 37 девочек имеют склонность к нарушению пищевого поведения и 33 девочки продемонстрировали нормативное пищевое поведение, вследствие чего испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли девочки со склонностью к нарушению пищевого поведения, в контрольную – девочки с нормальным пищевым поведением.
Результаты, полученные по методике ШУСТ показали, что у девочек со склонностью к нарушению пищевого поведения и девочек с нормальным пищевым поведением имеется разница в оценке собственного тела. Так, 57% девочек со склонностью к нарушению пищевого поведения имеют заниженный уровень оценки своего тела, в то время как девушки с нормальным пищевым поведением и вовсе не занижают этого представления. В экспериментальной и контрольной группах практически нет разницы в количестве испытуемых, которые оценивают своё тело средним уровнем. Количество средних оценок составляет в обеих группах почти четверть от каждой выборки. Существенная разница видна также в количестве девочек, у которых наблюдается завышенный и высокий уровень удовлетворенности собственным телом. В контрольной группе 36% опрошенных имеют завышенные представления о своём теле, а в экспериментальной группе – 14%. При этом неадекватно завышенные представления в контрольной группе имеют 43% девочек, в экспериментальной – 7%.
Результаты методики общей самооценки Г.Н. Казанцевой показывают, что заметна существенная разница в уровне общей самооценки у девушек со склонностью к нарушению пищевого поведения и девушек с нормальным пищевым поведением. В экспериментальной группе у большинства наблюдается средний (41%) и низкий (41%) уровень самооценки и небольшой (18%) процент обладает высокой самооценкой. А в контрольной группе наблюдается небольшой процент низкой самооценки (9%), четверть выборки имеют среднюю самооценку (27%), и большинство девочек с нормальным пищевым поведением имеют высокую самооценку (64%).
Проанализировав результаты по шкале «Адекватность самооценки» в методике Дембо-Рубинштейн, были получены следующие результаты: в экспериментальной группе 73% испытуемых имеют неадекватную самооценку, в контрольной группе – 38%. В результатах по шкале «Зрелость самооценки» можно видеть, что значимых различий в обеих группах нет. В экспериментальной группе 60 % девочек имеют неустойчивую самооценку. В контрольной группе лишь 15% девочек имеют неустойчивую самооценку. На основании данных результатов, мы можем отнести неустойчивость самооценки к особенностям самооценки девочек со склонностью к нарушению пищевого поведения.
Выявлены значимые различия, между девочками подросткового возраста, склонными к нарушению пищевого поведения и девочками с нормальным пищевым поведением, согласно критерию Хи-квадрата Пирсона. Так, разница была обнаружена в показателях:
- уровень удовлетворенности собственным телом (уровень значимости 0,000, при p≤0,05);
- уровень общей самооценки (уровень значимости 0,000, при p≤0,05);
- наличие неадекватной самооценки (уровень значимости 0,05, при p≤0,05);
- устойчивость самооценки (уровень значимости 0,000, при p≤0,05).
Опираясь на результаты методик и статистическую обработку результатов в программе SPSS, мы можем сделать вывод, что заниженная самооценка, неадекватность и неустойчивость самооценки являются особенностями самооценки девочек подросткового возраста со склонностью к нарушению пищевого поведения.
Данные исследования могут быть использованы для разработки программ профилактики нарушений пищевого поведения для девочек подросткового возраста.

Литература
1.   Бороздина, Л.В. Что такое самооценка: Психологический журнал / Л.В. Бороздина. – 1992. –  №4. – 99-100 с.
2.   Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология : учебное пособие / В.Д. Менделевич, - 6 изд. – Москва : МЕДпресс информ, 2008. – 432 с.
3.   Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика : Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ-М, 2006. – 672 с.
4.   Савчикова, Ю.Л. Психологические особенности женщин с проблемой веса : дис. канд. психол. наук / Ю.Л. Савчикова. – СПб., 2005. – 208 с.

Гладова С.А.:
Здравствуйте! Интересная работа. Как я понимаю, в экспериментальной группе были девочки с адекватным уровнем удовлетворенности собственным телом и самооценкой. С какими факторами, на Ваш взгляд, у них могло быть связано формирование нарушений пищевого поведения?

Закаев И.А.:
Здравствуйте, по моему мнению, заниженная самооценка, неадекватность и неустойчивость самооценки являются следствием стереотипов со стороны общества, а также завышенным требованиям к девушкам. Если бы девушкам со всех сторон не навязывали бы "стандарт" тела/красоты/поведения, то и проблем бы они у себя не находили. Что вы думаете на этот счет?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии