Автор Тема: Индикаторы риска самоповреждающего поведения у несовершеннолетних в...  (Прочитано 1383 раз)

Вуколова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Индикаторы риска самоповреждающего поведения у несовершеннолетних в виртуальной реальности (на примере социальных сетей)
Вуколова А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель: Делибалт В.В.

В последние десятилетия в практику обычной жизни людей вошло использование Интернета и социальных сетей. Расширяется также аудитория, в том числе возрастной состав, активных пользователей социальных сетей, а также спектр технических средств, позволяющих взаимодействовать людям онлайн, получать различную информацию и выполнять различные деятельности в виртуальном пространстве. С одной стороны, Интернет и социальные сети являются ресурсами развития - их можно использовать для поддержания своих социальных связей, установления новых контактов, обучения, самореализации в различных сетевых и виртуальных проектах и т.д. С другой стороны, эти новые возможности связаны с риском. Так, например, пользователь может оказаться в ситуации кибербуллинга, стать жертвой интернет-мошенников или столкнуться с ненадлежащим контентом. (Польская Н.А.,2019) И именно подростки чаще всего находятся в группе риска, так как интернет-активность связана с развитием личности подростка, его социализацией и формирование идентичности. Длительное время пребывания в социальных сетях ведет к психологическому дистрессу, неудовлетворенностью психическим здоровьем, риску суицидального и самоповреждающего поведения.
Таким образом, целью нашего исследования стало выявление и описание индикаторов риска самоповреждающего поведения у несовершеннолетних в виртуальной реальности (на примере социальных сетей).
Для оценки полученных результатов были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Подросткам со склонностью к самоповреждающему поведению характерны выраженность таких компонентов самоотношения, как “самообвинение”, “внутренняя конфликтность” и использования неадаптивных копинг-стратегий.
2. У подростков со склонностью к самоповреждающему поведению можно выделить специфические индикаторы поведенческих паттернов в виртуальной реальности в процессе анализа аккаунтов в социальных сетях.
В данной работе исследование проводилось на учащихся 7-11 классов. Выборку составили 67 ученика в возрасте от 11 до 17 лет: из них 28 человек составили экспериментальную группу, 30 человек - контрольную. Разделение выборки происходило согласно результатам респондентов по тесту «Склонность к девиантному поведению» и по шкале причин самоповреждающего поведения.
В рамках исследования были использованы следующие методы исследования:
1.   Теоретический анализ;
2.   Эмпирические методы (тестирование, контент-анализ, психологический анализ материалов аккаунтов (личных страниц) пользователей социальных сетей);
3.   Методы математической статистики для анализа эмпирических данных (описательная статистика, параметрические и непараметрические методы статистики).
Также были использованы следующие методики:
1.   Копинг-тест Лазаруса;
2.   Методика исследования самоотношения (МИС) (Пантелеева С.Р.);
3.   Тест «Склонность к девиантному поведению» (Леус Э.В.);
4.   Шала причин самоповреждающего поведения (Польская Н.А.);
5.   Анкета «Модификации тела и самоповреждения» (Польская Н.А., Кабанова А.С.).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- У подростков со склонностью к самоповреждающему поведению преобладают изображения темных тонов с самоповреждающим или насильственым тематикой, что может свидетельствовать нам о преобладании пониженного фона настроение и возможного деструктивного поведения.
- В сферу интересов респондентов экспериментальной группы входят сообщества, пропагандирующие рискованное поведение, в том время как респонденты контрольной группы интересуются сообществами с позитивной направленностью.
- У подростков со склонностью к самоповредающему поведению преобладают такие копинг-стратегии, как: дистанцирование, конфронтационный, бегство-избегание и принятие ответственности.
- Подросткам со склонностью к самоповреждающему поведению характерны выраженность таких компонентов самоотношения, как “самообвинение”, “внутренняя конфликтность”.
В ходе проведенного исследования исходная гипотеза подтвердилась: подросткам со склонностью к самоповреждающему поведению характерны выраженность таких компонентов самоотношения, как “самообвинение”, “внутренняя конфликтность” и использования неадаптивных копинг-стратегий. У подростков со склонностью к самоповреждающему поведению можно выделить специфические индикаторы поведенческих паттернов в виртуальной реальности в процессе анализа аккаунтов в социальных сетях.
Литература
1.   Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. 3-е изд., испр. и доп. / Е.В. Змановская. – Москва.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 402 с.
2.   Пантилеев, С.Р., Методика исследования самоотношения./ С.Р. Пантелеев. - Москва.: Смысл, - 1993г. - 32 с.
3.   Польская, Н.А., Якубовская, Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. - 2019 г. - Т. 27. №3. - 156-174 с.

Алимова Д.Х.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 6
Здравствуйте.
Хочется уточнить, в качестве индикаторов риска вы выделили  сообщества, пропагандирующие рискованное поведение и изображения в темных тонах с определенной тематикой? Рассматривали ли вы текстовый контент на личной странице? Если да, я бы была признательна, если бы вы поделились обобщенными результатами. Ваше исследование показалось мне крайне интересным, и особенно актуальным в наше время.
Заранее благодарю за ответ.

Вуколова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Здравствуйте!
Да, текстовый контент на личных страницах пользователей также рассматривался.
Были выделены определенные темы, которые чаще всего можно было заметить в постах респондентов: "одиночество" ("мне так одиноко...", "поговорите со мной" и т.п.), "депрессия" ("Завтра будет боль, обида и разочарование" и т.д.) и "самоповреждения" ("Я ненавижу себя" и т.д.).