Автор Тема: Основные причины девиантного поведения современных подростков  (Прочитано 1282 раз)

Закаев И.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Основные причины девиантного поведения современных подростков
Закаев И.А.
Международный юридический институт (Волжский филиал)
Научный руководитель - Кокарева Е.В

В последнее время девиантное поведение, которое можно описать как поведение, отличное от нормы, стало серьезной глобальной проблемой.  С каждым годом количество учащихся с девиантным поведением (также известным как аберрантное поведение) в общеобразовательных учреждениях неуклонно увеличивается. Аберрантное поведение может привести не только к проблемам, которые включают давление сверстников, запугивание и насилие в школе, но и к более серьезным последствиям, таким как социальная дезадаптация и преступность. Причины такого поведения до настоящего времени полностью не установлены и в каждом случае они индивидуальны. Поэтому в данном исследовании ставится задача определить причины аномального поведения, проявляемого подростками, а также влияние девиантного поведения на учебную обстановку.
Девиантное поведение определяется неортодоксальными чертами характера, которые не соответствуют официально установленным общепринятым социальным нормам (Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А., 2003). Девиантное поведение имеет деструктивную или саморазрушительную направленность, и представляет реальную угрозу физическому и социальному выживанию индивида в определенных социальных условиях или коллективном окружении. Отклонения характеризуются нарушением социальных норм, моральных норм, культурных ценностей (Минин А.Я., Краев О.Ю, 2020).
Причины девиантного поведения связаны с условиями воспитания, особенностями физического развития и социальной средой человека (Шнейдер Л.Б., 2019).
Девиантное поведение подростков часто имеет социальные причины, например, недостатки в образовании и воспитании. Самые первые ростки девиантности осуществляются из-за страха наказания, или как протест, который затем превращается в рефлекторный стереотип. Причины девиантного и делинквентного поведения у подростков проистекают из отсутствия присмотра, отсутствия внимания со стороны родственников, страха наказания, мечтательности, желания устранить опеку опекунов или родителей, жестокого обращения со стороны товарищей, а также в немотивированном стремлении изменить статус-кво.
Отдельно отметим, что раннее злоупотребление алкоголем и наркотиками среди подростков мотивируется желанием находиться в компании взрослых, чувствовать себя зрелым, удовлетворять любопытство или изменять преобладающее психическое состояние. После употребления алкоголя наблюдается бодрое настроение, повышение уверенности в себе, расторможенность. Групповая зависимость, возникающая при выпивке с друзьями, скорее всего, приведет к алкоголизму (Старшенбаум Г.В., 2019).
Дети с аномальным поведением в обществе, в большинстве случаев, проживают в семьях, где либо один родитель не принимает участие в воспитании ребенка, либо эта социальная ячейка дисфункциональна, поэтому им необходима специальная помощь для координации своего поведения (Змановская Е.В., 2004).
Такие дети не могут физически или психологически справиться со своими проблемами, потому что подростки, по своей сути, чрезвычайно уязвимы и ранимы. Если ребенку не хватает родительской заботы и тепла, он выбирает защитную реакцию в виде отчуждения (замкнутость, нелюдимость, холодность, пренебрежение, эмоциональная неустойчивость и т.). Социальные факторы, проявляющиеся в недостатках школ, общества или семьи, также несут ответственность за поведение детей. Не секрет, что в неблагополучных семьях дети (и не только дети) подвергаются жестокому обращению или насилию дома, в школе и на улице. Жестокое обращение не всегда ограничивается физической сферой; он также может представлять собой эмоциональное насилие, причиняющее не меньший вред психическому и физическому здоровью ребенка, чем другие формы насилия. Родители, которые не знают о негативных последствиях жестокого обращения, только ухудшают ситуацию для своих детей, когда они пытаются "воспитывать" их. Реакция ребенка или подростка будет зависеть от его возраста, опыта и характера. Однако интересно отметить, что дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто становятся жестокими по отношению к своим собственным детям, подобно тому, что они испытали в детстве.
Профилактика девиантного поведения среди подростков заключается в формировании здорового отношения к себе, своему окружению, формировании здорового образа жизни (Рождественская Н.А., 2019).
Профилактика - это совокупность государственных, социальных, медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека (Милькевич О.А., 2019). Он основан на том, что девиантное поведение подростков возникает потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Поэтому государство и общество должны информировать несовершеннолетних об их правах и  особенно обязанностях, а также требованиях к их исполнению.
Это может быть сделано через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие культурные произведения, а также через систему социального воспитания. Это будет развивать и воспитывать сознание подростка и способствовать усвоению нравственных норм поведения, конгруэнтных нормам общества.
Таким образом, отсутствие целенаправленной информации о последствиях девиантного поведения (например, употребление наркотиков), приводит несовершеннолетних (да и взрослых тоже), потребляющих их, к уголовной ответственности.
Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска девиантного поведения. Часто предпосылки для девиантного поведения таятся в семье. Семья прививает ребенку базовые ценности, поведенческие стереотипы и нормы. Эмоциональная сфера психики ребенка формируется в семье. Дефекты, которые возникают из-за домашнего образования, поэтому очень трудно исправить. В зависимости от того, когда произошло отклонение, правильно оказанная психологическая помощь может предотвратить деформацию личности подростка.
Таким образом, основными причинами девиантного поведения являются:
- Медико-санитарные;
 Неполноценность нервной системы (Минимальная мозговая недостаточность (ММН), невропатия, неврозы;
- Социально-психологические предпосылки (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий общеобразовательный уровень);
- Социально-демографические предпосылки (неполные или многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями;
- Возрастные особенности (ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания;
- Социально-экономические предпосылки (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия).
- акцентуация характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных.

Литература
1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология: Учебное пособие для вузов // СПб.: Издательство ДНК, 2003. — 560 с.
2. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
3. Милькевич О.А. Теория и методика социальной работы. Профилактика детского неблагополучия: Учебное пособие для СПО // М: Юрайт, 2019. — 150 с.
4. Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи // М.: Прометей, 2020. — 160 с.
5. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: Учебное пособие // М.: Генезис, 2019. — 212 с.
6. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей //М.: Когито-Центр, 2019. — 288 с.
7.  Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: Учебное пособие // М: Юрайт, 2019. — 219 с.

Нечаева А.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 6
Добрый день! Очень интересная и актуальная тема озвучена.
Хотела уточнить, было ли Вами проведено какое-либо исследование по данной тематике? Или Ваша работа включает в себя только теоретический анализ?

Закаев И.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Здравствуйте, благодарю за отзыв.
При написании работы исследовалась статистика неправомерных деяний, совершенных подростками. Кроме того, в рамках рассматриваемой проблемы, мы посещали Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, были слушателями нескольких дел, рассматриваемых комиссией, а также обсудили проблему с руководителем подразделения, ответственным секретарем комисси. По большей части, они подтверждали теоретическую информацию.