Автор Тема: Особенности проявления девиантного поведения при акцентуациях характера  (Прочитано 960 раз)

Кривоколиско В.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности проявления девиантного поведения при акцентуациях характера
Кривоколиско В. В.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Дворянчиков Н. В.

Серьезные расстройства поведения, которые проявляются в детском и подростковом возрасте, могут в дальнейшем привести к ряду проблем в различных сферах жизни, вплоть до преступного поведения. Именно поэтому изучение генезиса девиантного поведения является крайне актуальной областью исследования, так как полученные знания могут быть применимы к разработке профилактических мер по предупреждению развития делинкветного поведения.
Важной частью данной работы является сопоставление девиантного поведения несовершеннолетних и выявленных акцентуаций характера, для понимания обусловленности некоторых форм отклоняющегося поведения от «главенствующей» акцентуации. Девиантное поведение можно определить как: устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией — как состоянием сниженной способности реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях (Панцырь С. Н., Новгородцева А. П., 2013).
Целью исследования было выявить взаимосвязь между определенной акцентуацией характера и проявлением девиантного поведения в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Специальное учебно-воспитательное учреждение № 1", выборка численностью в 25 человек была сформирована из учащихся 8-11 классов в возрасте от 15 до 18 лет, из которых 5 девочек и 20 мальчиков. Для проведения исследования были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ и обобщение литературы; методы математической статистики данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), методика определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел и опросник К. Леонгарда — С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности».
В результате проведенного исследования было выявлено наличие у большинства испытуемых тенденции к преобладанию «Возбудимый» и «Гипертимический» типов акцентуаций характера, что свидетельствует о проявлении в поведении испытуемых таких черт как несдержанность, невозможность контролировать собственные побуждения, повышенная импульсивность, низкий уровень контроля эмоциональных реакций с одной стороны, с другой же проявление повышенного фона настроения, жажда поиска новой деятельности, а также легкомысленность. Важным наблюдением является определение крайне низкой выраженности «Тревожного» типа акцентуации характера среди испытуемых. Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) показала наличие тенденции к склонности к делинквентному поведению, склонности к агрессии и насилию, а также низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций.
Наличие значимой положительной связи между «Гипертермический» типом акцентуаций характера и шкалой склонности к агрессии и насилию, говорит о возможном влиянии гипертимического типа акцентуации характера на реализацию агрессивного и насильственного поведения подростком.
Соотнося полученные результаты по двум методикам, можно сделать вывод, что испытуемые, склонные к делинквентному поведению, агрессии и насилию, а также имеющие низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций, имеют «Возбудимый» и «Гипертимический» типы акцентуаций характера, из чего можно предположить, что данные акцентуации характера могут влиять на проявление определенных видов девиантного поведения.
В заключение, важно отметить практическую значимость изучения данной проблемы, вследствие чего необходимо проводить дальнейшие исследования проблематики взаимосвязи девиантного поведения и акцентуаций личности, так как полученные знания могут быть использованы для разработки диагностических и профилактических мероприятий.
Литература
1.   Панцырь, С.Н. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения / С.Н. Панцырь, А.П. Новгородцева. // Культурно-историческая психология – 2013. – Том 9. № 2. – С. 64–72.