Влияние родительских моделей на формирование гендерной идентичности
Репкина В.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Дворянчиков Н.В.
Актуальность работы обусловлена необходимостью детального изучения механизмов влияния родительских моделей на формирующуюся гендерную идентичность. В данной работе этот аспект будет рассматриваться с точки зрения уже сформированной гендерной идентичности с целью увидеть наличие или отсутствие специфических закономерностей. Психологические исследования гендерной идентичности в рамках семейных отношений представлены исчерпывающим числом – наибольшую значимость данная тема имеет в современных работах И.С. Клециной, И.С. Кона и О.Г. Калины (Калина О.Г., Холмогорова А.Б., 2007 и Клецина И. С., 2011) Понимание основных аспектов влияния образов родителей, их ожиданий и стратегий воспитания на гендерную идентичность позволит выявить новые направления в изучении процесса гендерной социализации, а также разработать способы борьбы с отклонениями на разных его этапах.
Объектом исследования является гендерная идентичность лиц молодого возраста.
Предметом исследования являются особенности гендерной идентичности лиц, воспитывающихся в семьях с разными стилями детско-родительских отношений.
Целью исследования является определение влияния родительских моделей на формирование гендерной идентичности.
Гипотезы:
1. Стиль воспитания родителей влияет на специфику гендерной идентичности ребёнка.
2. Маскулинность или феминность концепции родительских ожиданий прямо пропорциональна соответствующим показателями гендерной идентичности ребёнка.
3. Маскулинность или феминность образов матери и отца прямо пропорциональна маскулинности или феминности образа «я» ребёнка.
Методы исследования: анкетирование, формализованная тестовая диагностика: методика Маскулинность и Феминность, модифицированная Н.В. Дворянчиковым в 1998 году и опросник «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., 2004), методы математической статистики (SPSS).
Выборка состояла из 30 испытуемых (30 девушек) в возрасте от 16 до 20 лет (средний возраст по выборке – 18,5 лет). Все испытуемые в возрасте от 18 до 20 лет являются студентами высших учебных заведений, от 16 до 17 лет – учениками средних общеобразовательных школ г. Москвы. Все испытуемые воспитываются в полных семьях, то есть имеют обоих родителей.
Корреляционный анализ связи между стилями родительского отношения и особенностями гендерной идентичности детей не выявил статистически значимых показателей. Это может говорить о том, что стиль воспитания не является одним из главных факторов, влияющих на гендерную идентичность молодых людей.
Критерий корреляции применялся и для выявления связи между родительскими ожиданиями («Моя мама хотела бы, чтобы я был» и «Мой папа хотел бы, чтобы я был») и реальным и идеальным образом я ребёнка. В результате полоролевые ожидания родителей не оказывают влияния на реальный образ я ребёнка, но сказываются на его идеальном образе я. Маскулинные ожидания матери и отца в равной степени соответствуют маскулинности идеального образа я ребёнка, также, как и фемининные ожидания соответствуют фемининному идеальному образу. Можно высказать предположение о стремлении ребёнка соответствовать предъявляемым матерью и отцом качествам.
Коэффициент корреляции использовался для выявления связи между маскулинностью или фемининностью образов матери и отца и реальным и идеальным образом я ребёнка. На реальный образ ребёнка статистически влияет только маскулинность образа отца, то есть чем больше маскулинных характеристик приписывается отцу, тем больше их видит в себе ребёнок. Это может говорить о высокой степени идентификации юных девушек со своими отцами.
Наравне с этим была выявлена прямая связь между фемининностью образа отца и маскулинностью идеального образа я ребёнка. По итогу наравне стоят две тенденции: повышение уровня маскулинности отца повышает уровень маскулинности реального образа ребёнка, а повышение уровня фемининности отца повышает маскулинность идеального образа. Следовательно, в зависимости от того маскулинный или фемининный образ транслируется отцом, прямо пропорционально будет меняться и я образ ребёнка от реального к идеальному. Данный факт требует дальнейшего изучения и проверки на более широкой выборке.
Фемининный образ матери, также, как и фемининный образ отца имеют прямую зависимость с фемининностью идеального образа я ребёнка. Важно отметить, что влияние образа отца проявилось в трёх характеристиках, тогда как образ матери оказал влияние лишь единожды. Отсюда можно сделать вывод, о большей значимости для юных девушек соотношения маскулинности и фемининности отцов.
Полученные данные можно использовать для дальнейшей обработки с целью более чёткой дифференциации явлений и сопоставления с данными выборки другого пола.
Целью данной работы было исследование влияния родительских моделей на формирование гендерной идентичности. На основе анализа литературных источников и результатов собственного эмпирического исследования, в соответствии с поставленными задачами сформулированы следующие выводы:
1. Определённые стили воспитания не влияют на особенности формирования гендерной идентичности, что говорит о несостоятельности первой гипотезы.
2. Полоролевые родительские ожидания не оказывают влияния на образ я-реального ребёнка, но идеальный образ я зависит от них напрямую, что говорит о частичном подтверждении второй гипотезы.
3. Маскулинность и фемининность образов отца и матери влияют как на реальный образ я ребёнка, так и на идеальный. Выявлена тенденция большего влияния образа отца на реальный и идеальный образ себя у молодых девушек. Фемининный образ матери влияет на фемининность идеального образа я у ребёнка. Данные факты выступают в подтверждение третьей гипотезы.
Литература
1. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб.пособие. — СПб.: «Речь», 2004. — 256 с.
2. Гендерная психология [Текст] / под ред. И. С. Клециной. Санкт-Петербуг: Питер. — 2009. — 496 с.
3. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопр. психол. – 2007. – № 1. – С. 15-26.
4. Клецина И. С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. – 2011. – № 4. – Т. 5. Психология. – С. 107-119.
5. Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Российский психологический журнал. —2017. — Т. 14. — № 2. — С. 67-89.
6. Перегудина, В.А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности // Известия ТулГУ. — 2010. — №2. — С. 305-310.
7. Позднякова Т.Н. Изучение установок родителей и их влияния на процесс гендерной социализации ребенка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — №1 (105). — С.123-128.
8. Размахнина Д.Ю. Взаимосвязь гендерных стереотипов и семейных ролей в представлениях подростков [Электронный ресурс] // Акмеология. 2013. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-gendernyh-stereotipov-i-semeynyh-roley-v-predstavleniyah-podrostkov (дата обращения: 20.03.2020).