Автор Тема: Влияние родительских моделей на формирование гендерной идентичности  (Прочитано 1429 раз)

Репкина В.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Влияние родительских моделей на формирование гендерной идентичности
Репкина В.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
 (г. Москва)
Научный руководитель - Дворянчиков Н.В.

Актуальность работы обусловлена необходимостью детального изучения механизмов влияния родительских моделей на формирующуюся гендерную идентичность. В данной работе этот аспект будет рассматриваться с точки зрения уже сформированной гендерной идентичности с целью увидеть наличие или отсутствие специфических закономерностей. Психологические исследования гендерной идентичности в рамках семейных отношений представлены исчерпывающим числом – наибольшую значимость данная тема имеет в современных работах И.С. Клециной, И.С. Кона и О.Г. Калины (Калина О.Г., Холмогорова А.Б., 2007 и Клецина И. С., 2011)  Понимание основных аспектов влияния образов родителей, их ожиданий и стратегий воспитания на гендерную идентичность позволит выявить новые направления в изучении процесса гендерной социализации, а также разработать способы борьбы с отклонениями на разных его этапах.
Объектом исследования является гендерная идентичность лиц молодого возраста.
Предметом исследования являются особенности гендерной идентичности лиц, воспитывающихся в семьях с разными стилями детско-родительских отношений.
Целью исследования является определение влияния родительских моделей на формирование гендерной идентичности.
Гипотезы:
1.   Стиль воспитания родителей влияет на специфику гендерной идентичности ребёнка.
2.   Маскулинность или феминность концепции родительских ожиданий прямо пропорциональна соответствующим показателями гендерной идентичности ребёнка.
3.   Маскулинность или феминность образов матери и отца прямо пропорциональна маскулинности или феминности образа «я» ребёнка.
Методы исследования: анкетирование, формализованная тестовая диагностика: методика Маскулинность и Феминность, модифицированная Н.В. Дворянчиковым в 1998 году и опросник «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., 2004), методы математической статистики (SPSS).
Выборка состояла из 30 испытуемых (30 девушек) в возрасте от 16 до 20 лет (средний возраст по выборке – 18,5 лет). Все испытуемые в возрасте от 18 до 20 лет являются студентами высших учебных заведений, от 16 до 17 лет – учениками средних общеобразовательных школ г. Москвы. Все испытуемые воспитываются в полных семьях, то есть имеют обоих родителей.
Корреляционный анализ связи между стилями родительского отношения и особенностями гендерной идентичности детей не выявил статистически значимых показателей. Это может говорить о том, что стиль воспитания не является одним из главных факторов, влияющих на гендерную идентичность молодых людей.
Критерий корреляции применялся и для выявления связи между родительскими ожиданиями («Моя мама хотела бы, чтобы я был» и «Мой папа хотел бы, чтобы я был») и реальным и идеальным образом я ребёнка. В результате полоролевые ожидания родителей не оказывают влияния на реальный образ я ребёнка, но сказываются на его идеальном образе я. Маскулинные ожидания матери и отца в равной степени соответствуют маскулинности идеального образа я ребёнка, также, как и фемининные ожидания соответствуют фемининному идеальному образу. Можно высказать предположение о стремлении ребёнка соответствовать предъявляемым матерью и отцом качествам.
Коэффициент корреляции использовался для выявления связи между маскулинностью или фемининностью образов матери и отца и реальным и идеальным образом я ребёнка. На реальный образ ребёнка статистически влияет только маскулинность образа отца, то есть чем больше маскулинных характеристик приписывается отцу, тем больше их видит в себе ребёнок. Это может говорить о высокой степени идентификации юных девушек со своими отцами.
Наравне с этим была выявлена прямая связь между фемининностью образа отца и маскулинностью идеального образа я ребёнка. По итогу наравне стоят две тенденции: повышение уровня маскулинности отца повышает уровень маскулинности реального образа ребёнка, а повышение уровня фемининности отца повышает маскулинность идеального образа. Следовательно, в зависимости от того маскулинный или фемининный образ транслируется отцом, прямо пропорционально будет меняться и я образ ребёнка от реального к идеальному. Данный факт требует дальнейшего изучения и проверки на более широкой выборке.
Фемининный образ матери, также, как и фемининный образ отца имеют прямую зависимость с фемининностью идеального образа я ребёнка. Важно отметить, что влияние образа отца проявилось в трёх характеристиках, тогда как образ матери оказал влияние лишь единожды. Отсюда можно сделать вывод, о большей значимости для юных девушек соотношения маскулинности и фемининности отцов.
Полученные данные можно использовать для дальнейшей обработки с целью более чёткой дифференциации явлений и сопоставления с данными выборки другого пола.
Целью данной работы было исследование влияния родительских моделей на формирование гендерной идентичности. На основе анализа литературных источников и результатов собственного эмпирического исследования, в соответствии с поставленными задачами сформулированы следующие выводы:
1.   Определённые стили воспитания не влияют на особенности формирования гендерной идентичности, что говорит о несостоятельности первой гипотезы.
2.   Полоролевые родительские ожидания не оказывают влияния на образ я-реального ребёнка, но идеальный образ я зависит от них напрямую, что говорит о частичном подтверждении второй гипотезы.
3.   Маскулинность и фемининность образов отца и матери влияют как на реальный образ я ребёнка, так и на идеальный. Выявлена тенденция большего влияния образа отца на реальный и идеальный образ себя у молодых девушек. Фемининный образ матери влияет на фемининность идеального образа я у ребёнка. Данные факты выступают в подтверждение третьей гипотезы.
Литература
1.   Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб.пособие. — СПб.: «Речь», 2004. — 256 с.
2.   Гендерная психология [Текст] / под ред. И. С. Клециной. Санкт-Петербуг: Питер. — 2009. — 496 с.
3.   Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопр. психол. – 2007. – № 1. – С. 15-26.
4.   Клецина И. С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал. – 2011. – № 4. – Т. 5. Психология. – С. 107-119.
5.   Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Российский психологический журнал. —2017. — Т. 14. — № 2. — С. 67-89.
6.   Перегудина, В.А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности // Известия ТулГУ. — 2010. — №2. — С. 305-310.
7.   Позднякова Т.Н. Изучение установок родителей и их влияния на процесс гендерной социализации ребенка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — №1 (105). — С.123-128.
8.   Размахнина Д.Ю. Взаимосвязь гендерных стереотипов и семейных ролей в представлениях подростков [Электронный ресурс] // Акмеология. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-gendernyh-stereotipov-i-semeynyh-roley-v-predstavleniyah-podrostkov (дата обращения: 20.03.2020).

Бойкина Е.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Думаю, интересно было бы исследовать тему бинарной гендерной принадлежности, когда человек позиционирует себя как "мы" или "они". Эта тема стала настолько актуальной, что даже вездесущий Голливуд (где, наверное, тоже люди умеют анализировать) ввёл в один из самых кассовых сериалов последних лет "Миллиарды" такого персонажа)) Это, конечно, не научный критерий, но скорее стоит задуматься.... Скорее это тенденция современного социума... Удачи!

Репкина В.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Думаю, интересно было бы исследовать тему бинарной гендерной принадлежности, когда человек позиционирует себя как "мы" или "они". Эта тема стала настолько актуальной, что даже вездесущий Голливуд (где, наверное, тоже люди умеют анализировать) ввёл в один из самых кассовых сериалов последних лет "Миллиарды" такого персонажа)) Это, конечно, не научный критерий, но скорее стоит задуматься.... Скорее это тенденция современного социума... Удачи!

И вправду очень интересное наблюдение!
Все нынешние научные факты когда-то были тенденциями. Если в них покопаться и изучить с научной точки зрения, то рано или поздно они станут критериями! Спасибо за идею!