Автор Тема: Особенности воздействия на личность человека в секте  (Прочитано 1569 раз)

Савина К.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Особенности воздействия на личность человека в секте

Савина К.Д.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Дворянчиков Н.В.

Сектантство не является социальным феноменом современности. Секты появлялись с древнейших времен. Однако, масштабы воздействия на личность человека стало волновать ученых не так давно. Изучением воздействия на личность занимается не так много ученых в мире и, в частности, России. Более всего в этом продвинулись такие ученые как: Р. Дж. Лифтон, М. Сингер, К. Джиамбалво, Е.Н. Волков, А.Л. Дворкин.
Актуальность работы обусловлена необходимостью выявления способов и глубины влияния на личность человека в секте, а также возможных последствий данного влияния. Это бы значительно облегчило разработку и применение психокоррекционных программ к людям, вышедшим или стремящимся выйти из секты.
Целью данной работы и исследования является выявление основных направлений и механизмов глубинного влияния на личность человека в рамках секты.
Для исследования было отобрано три самые распространенные секты с наиболее различными направлениями для наиболее развернутого обзора. Такими сектами стали: Международное общество сознания Кришны, Международная Церковь Саентологии, Церковь Объединения (секта Муна).
В современный век появляются самые различные секты, со своей философией и своим направлением, которое противопоставляется официальным конфессиям. Однако всем сектам характерно применение различных техник для привлечения и удержания своих адептов. Среди таких техник обнаруживаются манипулятивные техники, техники внушения (гипноз, суггестия, НЛП) и контроля сознания, которые выражаются в контроле питания, половой жизни и тд (Волков Е.Н., 1996).
Мы выдвинули предположение о том, что электронные ресурсы вышеуказанных организаций могут содержать в себе признаки воздействия на личность человека. Таким образом, наше исследование строится на изучении статей, представленных на ресурсах каждой организации. Для исследования было взято от 5 до 10 статей с каждого ресурса, объемом от 1 до 10 страниц каждая.
Стоит заметить, что склонны к попаданию в секту не все люди, а определенная группа риска, которая характеризуется снижением эмоционального фона, критики, повышением внушаемости, нестабильностью психологического и психического состояния.  В связи с этим, эту группу нельзя  считать однозначно психологически и психически здоровыми (Дворкин А.Л., 2002).
Таким образом, в нашем исследовании критериями анализа статей послужили критерии психологического здоровья по ВОЗ:
 1    осознание и чувство непрерывности своего физического и психологического Я (постоянство и идентичность);
 2    чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
 3    критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
 4    соответствие психологических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуации;
 5    способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
 6    способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
 7    способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
При помощи контент-анализа были выявлены самые распространенные мишени для каждой секты. Для более точных результатов был вычислен удельной вес каждого критерия.
В ходе выполнения работы было выявлено, что секты оказывают влияние на сферы жизни человека, также оказывая влияние на психологическое и психическое равновесие. Происходит подмена установок, искажение смыслов и тд.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что наибольшее воздействие в сектах оказывается на осознание и чувство непрерывности своего физического и психологического Я (0,6% от общего объема исследованных статей), которое выражается в  осознании человеком представлений о себе, мире и окружающих людях. Благодаря изменению данных представлений, облегчается изменение личности человека: усиление дезориентации, повышение внушаемости, развитие необходимых для руководителей секты качеств личности, а также последующее выполнение адептом необходимых для руководителей секты действий.
Также в сектах происходит значительное влияние на такой критерий психологического здоровья, как критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам (0,12% от общего объема исследованных статей), что выражается в  осознании индивидом своих психических и психологических особенностей. В этом случае, те особенности, которые индивид может считать вполне приемлемыми для себя, либо которые приемлемы в обществе, в секте могут подвергаться критике, в связи с чем у такого адепта может остро развиваться чувство собственной неполноценности или некоторой «ущербности», что также  может способствовать развитию нарушений личности и психологического здоровья человека.
Подводя итоги проделанной работы мы пришли к выводам:
1.   В сектах оказывается сильное влияние на психологическое и психическое здоровье адептов;
2.   В сектах используются все возможные психотехники, которые внутри секты видоизменены, в соответствии с направленностью секты, для наилучшего воздействия на адептов;
3.   Все секты, в основном, воздействуют на образ Я и картину мира, но пути этого воздействия разнятся в зависимости от философии секты;
4.   Как уже указывалось в предыдущем пункте, воздействие на образ Я, картину мира и т.д., является центральным, т.к. изменение этих представлений значительно облегчает и упрощает воздействие на остальные части личности человека, поэтому в сектах уделяют этим представлениям наибольшее внимание.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема влияния в рамках секты требует более тщательного изучения, чтобы повысить уровень специфических познаний в области применения психотехник внутри секты, а также последствий данного применения для того, чтобы появилась возможность составления специализированных реабилитационных и профилактических программ. А также для того, чтобы реабилитацией и профилактикой могли заниматься подготовленные специалисты.

Список литературы.
1.   Волков, Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. – 1996. – № 3. – С. 76-82.
2.   Волков, Е. Н. Преступный вызов практической психологии : феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. – 1996. – № 2. – С. 87–93
3.   Дворкин, А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования / Дворкин А.Л. – Издание 3-е, переработанное и дополненное. – Нижний Новгород : Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. – 702 с

Рется С.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Скажите, пожалуйста, а какие именно мишени воздействия были выделены? И, если можно, расскажите подробнее о процедуре анализа, я не совсем поняла, каким образом были сделаны выводы.
Заранее спасибо!

Савина К.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Рется С.Э., не совсем понятен Ваш вопрос. Если Вы имеете в виду в принципе мишени воздействия, то в качестве критериев для анализа и мишеней воздействия были приняты критерии психологического здоровья по ВОЗ. Если Вы имеете в виду мишени, которые нам удалось выделить, как самые распространенные, для воздействия в секте, то ими выступили: осознание и чувство непрерывности своего физического и психологического Я и критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
Литературные источники подвергались лингвистическому анализу, в процессе которого выделялись установки, которые могли воздействовать на заявленные критерии.

Щербинина Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 8
Добрый день! спасибо за интересное исследование. Скажите пожалуйста, почему для изучения были выбраны именно эти секты?

Савина К.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Добрый день! спасибо за интересное исследование. Скажите пожалуйста, почему для изучения были выбраны именно эти секты?

Данные секты отбирались по нескольким критериям. Во-первых, на данный момент, эти секты считаются самымми распространенными в мире. Во-вторых, эти секты представляют собой разные направления: псевдоиндуистская, псевдопсихологическая, псевдохристианская, что позволяет провести более разносторонний анализ. Ну и также, в связи с разными направлениями сект, они исповедуют разные философии, что так же представляет интерес для исследования и возможность разностороннего изучения воздействия на личность.

Бойкина Е.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
Скажите, не встречали ли Вы среди факторов, опосредующих решение объекта вступить в секту элементы субъективного переживания им игнорирования, отвержения или исключения социумом?

Нечаева А.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 6
Добрый день! Очень актуальная тема исследования!
Подскажите, какими характеристиками должно обладать "сообщество", чтобы стать сектой?
Есть ли какой-либо официальный набор параметров?
Было бы любопытно получить ответ на примере одной из сект - Кришнаитов.
Заранее спасибо.

Савина К.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Скажите, не встречали ли Вы среди факторов, опосредующих решение объекта вступить в секту элементы субъективного переживания им игнорирования, отвержения или исключения социумом?

Спасибо за Ваш вопрос. В своих исследованиях я не касалась изучения факторов принятия решения о вступлении в секту. Возможно, в перспективе, мне удастся разработать и этот вопрос.

Савина К.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Добрый день! Очень актуальная тема исследования!
Подскажите, какими характеристиками должно обладать "сообщество", чтобы стать сектой?
Есть ли какой-либо официальный набор параметров?
Было бы любопытно получить ответ на примере одной из сект - Кришнаитов.
Заранее спасибо.

Добрый день. Спасибо за проявленный интерес. Официального набора параметров нет, т.к. вопросы о причислении какой-либо организации к разряду "сект" до сих пор не решены. Однако, все же есть определенные метки, которые позволяют предполагать, что та или иная организация может являться сектой. Самый главный критерий: противопоставление своей философии официальным догмам (религии в том числе). Также важен факт наличия предводителя организации, который является основным агитатором и активно пропагандирует идеи организации.
На примере Кришнаитов. Эта организация появилась в 60-х годах в США. Философия кришнаитов основана на вольной трактовке неверного перевода одного из ведических трудов индуистской культуры. Таким образом получаетсся однобокое и заведомо неверное рассмотрение ведической культуры и трактатов, которые вводят людей в заблуждение.