Автор Тема: Психологические методы сексуального просвещения в подростковом и юношеском...  (Прочитано 1407 раз)

Тупицына Д.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Психологические методы сексуального просвещения в подростковом и юношеском возрасте

Тупицына Д. В.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Лаврешкин Н. В

Представленные тезисы направлены на актуализацию изучения проблемы сексуального просвещения и его связи с отклоняющимся поведением. Девиации в сексуальном поведении на сегодняшний день нередко становятся предметом бытового и спекулятивно–публицистического обсуждения или подвергаются криминологическому анализу. В связи с этими фактами существует потребность в подробном рассмотрении, подборе и активном внедрении в психолого-педагогическую работу методов сексуального просвещения в подростковом и юношеском возрасте.
Сексуальное поведение индивида — набор психических реакций, установок и поведенческих паттернов, относящихся к выражению сексуального влечения. Для внедрения и усвоения норм взаимодействия между индивидами в сфере сексуального поведения существует комплекс мер по внедрению правильного отношения к гендерным вопросам – половое воспитание (Головин С.Ю., 1998). Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, межличностная коммуникация с людьми разного пола, общепринятые правила и границы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их занятости. А. С. Макаренко считал половое воспитание основой становления мужчин и женщин, необходимой составляющей для образования у детей гражданского ядра личности определенного пола и считал обязательным его введение с дошкольного возраста (Макаренко А.С., 1981).
В настоящее время в большинстве случаев сексуальное воспитание отсутствует в большинстве государственных учреждений, деятельностью которых является воспитание и обучение детей (школы, детские дома и т.д.). И хотя родители детей берут на себя главенствующую роль в нравственном и эмоциональном воспитании, все, что касается сексуального просвещения проходит зачастую скомкано и неинформативно, или же вовсе замалчивается. Это происходит в силу различных обстоятельств: взрослый не знает, как и о чем начать разговор, не знает, что будет полезно знать ребенку или попросту стесняется этой темы. В 2016 году член экспертного совета по сексуальному образованию Европейского бюро ВОЗ Борис Шапиро в интервью с журналистами «Эха Москвы» приводил данные, по которым более 60% родителей не могут говорить с детьми о сексе, хотя 80% учителей уверены, что половым воспитанием должны заниматься в семье (Шапиро Б., 2013). На  сегодняшний день этим занимаются в большинстве своем другие социальные институты – компании сверстников, средства массовой информации (Геодакян В.А., 2001). При такой подавляющей статистике неготовности взрослых говорить с подростками на тему секса и вместе с тем доступности информации из менее надежных источников, не удивительно, что современное общество сталкивается с девиациями в вопросах сексуального поведения среди подростков.
При повсеместной трансляции сексуализированных образов, тема секса как такового, в особенности при приобретении негативной окраски, табуируется. Когда дело доходит, например, до разбирательств в случаях сексуального насилия – данная тема, как правило, считается грязной и непристойной, а жертва может подвергнуться осуждению. Когда ребенок проявляет интерес к сексуальной жизни и собственному телу родители оказываются зачастую не готовы начинать этот разговор. Если же у человека возникает влечение к противоположному полу, то это также способно вызвать смятение, т. к. тема однополых отношений на постсоветском пространстве нашей страны остается малоразвитой и, в большинстве своем, замалчивается. В наше время, несомненно, осведомленность людей существенно вырастает за счет множества источников информации, в особенности, за счет интернета. Однако, наилучшего результата можно достигнуть при профессиональном освещении столь существенных и деликатных вопросов. В связи с этим очевидна роль сексуального просвещения в общей системе воспитания подрастающего поколения в контексте психолого-педагогической работы. Профилактика всегда более эффективна, нежели исправительные меры. И воспитывая новое поколение, основываясь на современных профессиональных психолого-педагогических методах и подходах, мы сможем добиться улучшения качества жизни и повышение осознанности в будущем.
По итогам нашего исследования, мы бы порекомендовали психологам в вопросе сексуального просвещения обратить внимание на опыт западных коллег, руководствоваться возрастными и личностными особенностями детей при подготовке и проведении программ, а также уделять внимание работе с родителями и расширять границы исследования полового воспитания в России.
Область наших дальнейших научных интересов лежит в изучении корреляции между знаниями подростков в сфере сексуального просвещения и склонностью к девиантному поведению, а также разработка методов помощи и получения достоверной информации по данному вопросу среди юношей и подростков.

Литература

1.   Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. – 2001. – 60 - 69 с.
2.   Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест. – 1998. – 78 с.
3.   Макаренко А. С. Книга для родителей. Лениздат. – 1981. – 102 с.
4.   Шапиро Б. Уроки полового воспитания в школе: за и против / Родительское собрание // Эхо Москвы – 14 июля 2013. [Электронный ресурс] URL: https://echo.msk.ru/programs/assembly/1113220–echo/#element–text (дата обращения: 02.03.2020).

Гладова С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
Спасибо за то, что подняли актуальную тему. Скажите пожалуйста, проводились ли уже исследования о связи сексуального просвещения с отклоняющимся поведением?
Заранее спасибо за ответ.

Темирканова А.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Очень важное направление. А разработка методов помощи и получения достоверной информации по данному вопросу среди юношей и подростков, конечно, чрезвычайно актуальна в наши дни. Желаю удачи в дальнейших исследованиях!

Тупицына Д.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Спасибо за то, что подняли актуальную тему. Скажите пожалуйста, проводились ли уже исследования о связи сексуального просвещения с отклоняющимся поведением?
Заранее спасибо за ответ.
Спасибо Вам за интерес к теме!
Пока что исследования не проводились, но такая возможность обсуждается с перспективой на будущий год.

Тупицына Д.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Очень важное направление. А разработка методов помощи и получения достоверной информации по данному вопросу среди юношей и подростков, конечно, чрезвычайно актуальна в наши дни. Желаю удачи в дальнейших исследованиях!
Благодарю!
Будем стараться развивать эту тему дальше.