Автор Тема: Гендерная идентичность как фактор социально-психологической адаптации в...  (Прочитано 1183 раз)

Черкащенко М.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Гендерная идентичность как фактор социально-психологической адаптации в юношеском возрасте

Черкащенко М.М.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
(г. Москва)
Научный руководитель: Дворянчиков Н.В.

Мы живём во время третьей волны феминизма, которая включает в себя как изучение и просвещение в вопросах квир-теории и трансгендерности, так и разбор и переосмысление гендерных ролей и гендерной идентичности в целом. В связи с этим тема гендерной идентичности становится всё менее табуированной, повышается общая осведомлённость социума о таких понятиях как гендер, гендерная идентичность, происходит переосмысление гендерных ролей. Таким образом, вопрос о связи гендерной идентичности с социальной адаптацией в настоящее время является актуальным.
Некоторые исследователи приходят к выводам, что у людей с ярко выраженным типом гендерной идентичности возникают проблемы с установкой и поддержанием продуктивного контакта в межличностных отношениях и интимно-личностной сфере, личностным проблемам, нарушениям работы психологических механизмов (Дворянчиков Н. В., 2004; Heibrun A. B., 1976).
Кроме того, гендерная идентичность оказывает большое влияние на регуляцию поведения, самоконтроль и процессы адаптации. В связи с этим некоторые исследователи считают, что гендерные свойства могут влиять на девиантное поведение, являться его предиктором (Дворянчиков Н.В., 2001; Kilianski, S. E., 2003).
В связи с этим, актуальность работы обусловлена тем, что выявление статистически значимой корреляции между типом гендерной идентичности и уровнем социально-психологической адаптации может помочь в выявлении предикторов делинквентного поведения и его предупреждении.
Целью работы было выявление связи между гендерной идентичностью и уровнем социально-психологической адаптации в юношеском возрасте.
Была выдвинута гипотеза о том, что существует связь между гендерной идентичностью и уровнем социально-психологической адаптации в юношеском возрасте.
В исследовании приняло участие 37 юношей и девушек в возрасте от 18 до 21 года. Все респонденты обучаются в высших и средних учебных заведениях города Москвы.
Для проведения исследования использовались методика «Маскулинность и фемининность» С. Бем (Ильин, Е. П., 2003), методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд (Осницкий, 2004).
Среди испытуемых наиболее часто встречались люди с высокофемининной гендерной идентичностью, чуть реже – с высокомаскулинной. Также встречались испытуемые с маскулинным, фемининным и андрогинным типом гендерной идентичности.
При подведении итогов исследования, были сделаны следующие выводы:
1.   У всех юношей и девушек, участвовавших в исследовании, средний уровень развития социально-психологической адаптации.
2.   Гипотеза о существовании связи между гендерной идентичностью и социально-психологической адаптацией не подтвердилась.
3.   Были выявлены статистические значимые корреляции между некоторыми личностными чертами и типом гендерной идентичности:
- Обратная двусторонняя связь, значимая на уровне 0,05, между уровнем самоприятия и типом гендерной идентичности;
- Обратная двусторонняя связь, значимая на уровне 0,05, между уровнем эмоционального комфорта и типом гендерной идентичности (у девушек и юношей с ярко выраженной фемининностью уровень эмоционального комфорта ниже, чем у девушек и юношей с ярко выраженной маскулинностью);
- Обратная двусторонняя связь, значимая на уровне 0,01, между интернальностью и типом гендерной идентичности (у девушек и юношей с ярко выраженной фемининностью уровень интернальности ниже, чем у девушек и юношей с ярко выраженной маскулинностью);
- Обратная двусторонняя связь, значимая на уровне 0,01, между стремлением к доминированию и типом гендерной идентичности (у девушек и юношей с ярко выраженной фемининностью уровень стремления к доминированию ниже, чем у девушек и юношей с ярко выраженной маскулинностью);
- Прямая двусторонняя связь, значимая на уровне 0,01, между уровнем эскапизма и типом гендерной идентичности (у девушек и юношей с ярко выраженной фемининностью уровень эскапизма выше, чем у девушек и юношей с ярко выраженной маскулинностью).
Литература
1.   Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии. [Электронный ресурс] / Н. В. Дворянчиков, С. Н. Ениколопов // Электронная библиотека МГППУ – 2001 г. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PJ032001/psg-100-.htm#$p100 (дата обращения: 30.03.2020)
2.   Дворянчиков Н.В. Психологический пол в динамической системе психической адаптации [Электронный ресурс] / Н. В. Дворянчиков, С. С. Носов // Электронная библиотека МГППУ – 2004 г. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/sexol/ss041019.htm (дата обращения: 3.04.2020)
3.   Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003 – 544 с.
4.   Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – №1. – С. 43-56.
5.   Heibrun A. B. Measurement of masculine and feminine sex-role identities as independent dimensions // J. of Consulting and Clin. Psychol. – 1976. – V. 44. – P. 183—190.
6.   Kilianski, S. E. Explaining heterosexual men’s attitudes toward women and gay men: The theory of exclusively masculine identity // Psychology of Men & Masculinity. –  2003. – Vol. 4 (1). – P. 37—56.