Автор Тема: Отдаленные последствия действий сексуального характера в отношении детей  (Прочитано 1420 раз)

Штуркина А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Отдаленные последствия действий сексуального характера в отношении детей

Штуркина А.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Дворянчиков Н.В.

Нередко специалисты сталкиваются с вопросом относительно того, как нужно разговаривать с ребенком, чтобы не нанести ему очередную травму. Близкие взрослые, так же, боясь навредить, нередко избегают разговоров о насилии. Ввиду этого ребенок остается наедине со своей травмой, с противоречивыми чувствами и страхом, нуждаясь в медицинской и психологической помощи. Сексуальное насилие может оказывать значительное травмирующее воздействие на физическое и психическое здоровье индивида.
Реакции на сексуальное насилие, в особенности со стороны подростков, предсказать трудно. Психологические последствия могут переноситься в течении долгих лет в отличии от соматических последствий, являющихся в большей степени непосредственными реакциями.
По данным ВОЗ за 2016 год каждый пятый ребенок является жертвой сексуального насилия. Каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина по этим данным подвергаются сексуальному насилию в детстве. Притом стоит отметить, что в отношении мужчин приведенные выше данные могут быть неточными, потому как получить их очень сложно по следующей причине. Подростки мужского пола, мужчины и родители мальчиков, ввиду наличия в обществе множества стереотипов по поводу маскулинности и мужской сексуальности, редко обращаются в центры поддержки.
Актуальность данного исследования заключается в том, что, согласно статистике, людей, которые подвергаются насилию, становится все больше. Вероятно, это связано и с тем, что все большее количество людей информируется о том, что такие случаи нуждаются в помощи. Однако же неоспорим тот факт, что данное явление связано и с ростом количества случаев насилия. Именно поэтому тему сексуального насилия в отношении детей необходимо изучать.
Целью данного исследования является изучение феномена сексуального насилия.
Задачи:
1.   Изучить феноменологию сексуального насилия и его статистику в отношении взрослых и детей.
2.   Изучить последствия действий сексуального характера в отношении детей.
3.   Проанализировать разницу последствий сексуального насилия в отношении детей и подростков.
Гипотезы:
1.   Одним из возможных последствий действий сексуального характера в отношении детей могут выступать проблемы в полоролевой идентификации.
2.   Последствия действий сексуального характера в отношении мальчиков переживаются более остро и болезненно, чем последствия насилия у девочек.
И.С. Кон говорит о том, что, невзирая на то, что СССР в 20-х годах занимал одно из ведущих мест в мире по массовым социологическим опросам о сексуальном поведении, в наше время подобные исследования отсутствуют. В отечественной психологии, как отмечает Кон, очень мало работ, касающихся темы сексуальности, а также гендерных различий.
А.А. Ткаченко и Ю.М. Антонян считают, что сексуальные отношения и сексуальная жизнь человека являют собой ту сферу жизни индивида, которая оказывает огромное влияние на все остальные сферы.
Жертв сексуального насилия изучает такое комплексное учение, как виктимология. В виктимологии есть два основных понятия: виктимность и виктимизация. Виктимология также изучает вопрос о том, насколько корректно переносить ответственность за насилие с преступника на жертву по причине того, что поведение жертвы может быть «провоцирующим». Исследования показывают, что только в 13% случаев насилия поведение потерпевшего является провоцирующим, когда как нейтральным и положительным поведение жертвы наблюдается в 47% случаев, однако же в последнюю категорию лиц попадают дети и пожилые женщины.
Создание такого учения, как виктимология, связывается с именами Гентига (1888-1974), рассуждающего о виктимологии в контексте криминологии, и Мендельсона (1900-1998), выделяющего виктимологию как отдельную дисциплину.
В отечественной психологии вопросами виктимологии начали заниматься лишь в 80-х годах. Виктимологические исследования в отечественной науке находят главную проблему зависимости развития и исхода криминальной ситуации от поведения потерпевших или от каких-либо ее характеристик. Виктимология – это самостоятельная комплексная научная дисциплина, изучающая жертв (Антонян и др., 1990).
Малкина-Пых в своей книге «Виктимология: психология поведения жертвы» в одной из глав описывает классификацию насилия Асановой (1997), получившую наибольшее распространение. В эту классификацию входят следующие виды насилия: физическое насилие, сексуальное насилие; пренебрежение интересами и нуждами ребенка; психологическое насилие, эмоциональное насилие.
Ребенок, который страдает от сексуального насилия, нередко страдает также и от психологического и эмоционального насилия.
Высокий риск становления жертвой насилия имеют дети с особенностями:
•   Нежеланные дети или дети, рожденные после потери предыдущего ребенка;
•   Недоношенные дети, а также те, вынашивание и рождение которых было тяжелым испытанием для матери. Сюда также относятся дети, которые часто болеют.
•   Дети, которые были при рождении разлучены с матерями;
•   Дети с неприемлемыми для родителей особенностями (пол, приобретенные или врожденные увечья, нарушения физического и психического здоровья);
•   Дети с низкими социальными навыками
Последствия действий сексуального характера в отношении детей сложно предугадать в виду того, что они зависят от нескольких факторов. Последствия по тому, в какой момент времени они наступают, делятся на непосредственные, отсроченные и отдаленные.  Как было выяснено, человек, который пережил насилие в детстве и не получил своевременной психологической помощи, может перенять агрессивные паттерны поведения своих родителей и начать применять их в отношении собственных детей.
Возникающие после насилия нарушения касаются всех уровней функционирования индивида. Эти нарушения приводят к стойким личностным изменениям, препятствующим реализации личности в будущем (Малкина-Пых, 2006).
В заключении хочется обозначить следующее.
Последствия действий сексуального характера в отношении детей сложно предугадать в виду того, что они зависят от нескольких факторов. Последствия по тому, в какой момент времени они наступают, делятся на непосредственные, отсроченные и отдаленные.  Как было выяснено, человек, который пережил насилие в детстве, не получивший своевременной психологической помощи, может перенять агрессивные паттерны поведения своих родителей и начать применять их в отношении собственных детей.
Первая гипотеза была подтверждена в ходе исследования. Одним из возможных последствий действий сексуального характера в отношении детей могут действительно выступать проблемы в полоролевой идентификации. В особенности это касается мальчиков, которые пострадали от сексуального насилия со стороны мужчины.
Насчет того, насколько тяжелее переживаются последствия насилия у мальчиков, сказать, с одной стороны, сложно по причине того, что обращений, поступающих от лиц мужского пола, намного меньше, чем от женщин, подростков женского пола или родителей девочек. Однако же последствия в отношении мальчиков отягощаются тем, что к их жалобам относятся менее серьезно и сострадательно, чем к заявлениям о насилии со стороны девочек. Последствия действий сексуального характера в отношении мальчиков отягощаются также устоявшимися социальными стереотипами по поводу мужской сексуальности и маскулинности.
Литература
1.   Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2006. — 256 с.
2.   Антонян Ю.М. Быть жертвой. Природа сексуального насилия / Ю.М. Антонян. – М.: Алгоритм, 2017. – 368 с.
3.   Кравцова О.А. Сексуальное насилие как психологическая травма / Диссер. Канд. психологических наук — Москва, 2000. – 193 с.
4.   Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. — М.: Изд-во Экс-мо, 2010. — 864 с.

Нечесова С.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 8
Спасибо за такое интересное исследование. Меня всегда возмущала формулировка: "Жертва виновата сама", "Жертва спровоцировала" и другие, в том же духе. На мой взгляд, сама постановка вопроса о том, что жертва "провоцирует" - в корне неверна, так как сразу же появляется оправдательный элемент в обвинении насильников, а это неправильно.

Темирканова А.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Очень важное исследование. Особенно учитывая как стигматизирована тема сексуального насилия относительно детей.

Шипицын Д.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Скажите, если ребенок становится агрессивным после насилия, это срабатывает тот самый механизм "идентификации с агрессором"? И с кем тогда ребенок идентифицируется с агрессивным насильником или с родителем? У вас написано, что они агрессию от родителей перенимают в таком случае. Речь идет лишь про те случаи, когда родители агрессивные? Если нет агрессии у родителей, то и у ребенка не будет агрессии? Или же вы имели ввиду, что родитель является перпетратором, то есть инцестуозным родителем. Я просто хотел уточнить с кем идетифицируется ребенок после травмы, что у него агрессия - с родителем или насильником, если насильник не родитель. Или ребенок проецирует на доброго родителя свою внутреннюю агрессию (из-за насильника), и начинает воспринимать родителя как агрессора и с таким агрессивным родителем идентифицируется. Объясните, пожалуйста, как механизм работает тут.

Штуркина А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Скажите, если ребенок становится агрессивным после насилия, это срабатывает тот самый механизм "идентификации с агрессором"? И с кем тогда ребенок идентифицируется с агрессивным насильником или с родителем? У вас написано, что они агрессию от родителей перенимают в таком случае. Речь идет лишь про те случаи, когда родители агрессивные? Если нет агрессии у родителей, то и у ребенка не будет агрессии? Или же вы имели ввиду, что родитель является перпетратором, то есть инцестуозным родителем. Я просто хотел уточнить с кем идетифицируется ребенок после травмы, что у него агрессия - с родителем или насильником, если насильник не родитель. Или ребенок проецирует на доброго родителя свою внутреннюю агрессию (из-за насильника), и начинает воспринимать родителя как агрессора и с таким агрессивным родителем идентифицируется. Объясните, пожалуйста, как механизм работает тут.
Здравствуйте!
Здесь, когда говорится про то, что ребенок может перенять агрессивные паттерны поведения родителя и транслировать агрессию уже на своих детей, - речь идет именно о случае, когда ребенок сталкивается с сексуальным насилием со стороны родителя, а не постороннего человека. В этом случае уже во взрослом возрасте человек может воспроизводить насилие, которое он пережил, со своим ребенком. Это также касается случаев, когда ребенок был жертвой насилия не со стороны родителя, а со стороны постороннего человека, но при этом не получил поддержки со стороны ближнего взрослого. В таком случае у ребенка может сформироваться недоверие по отношению к родителю. Например, если это был отец, то девочка может испытывать злость, гнев, обиду и транслировать эти чувства не только в сторону отца, но и в сторону старших братьев, например, и вообще окружающих ее мужчин. Притом индивид может не осознавать причин этих эмоций. Также некоторые исследования, о которых говорится в первом источнике, указывают на то, что некоторые мальчики, столкнувшиеся с сексуальным насилием в детстве, позже сами могут насиловать детей.

Штуркина А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Очень важное исследование. Особенно учитывая как стигматизирована тема сексуального насилия относительно детей.
Спасибо большое за отзыв!
Да, именно поэтому, мне кажется, необходимо исследовать эту тему и говорить о ней больше.

Шипицын Д.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
Вы пишите: "Также некоторые исследования, о которых говорится в первом источнике, указывают на то, что некоторые мальчики, столкнувшиеся с сексуальным насилием в детстве, позже сами могут насиловать детей". Это происходит в силу идентификации или в силу того, что фаза реализации полового поведения у ребенка не имела перед собой фазы соответствующей установки? (в нормальном онтогенезе сексуальности фаза установки всегда предшествует реализации в реальном поведении, если меняются местами, иди какой-то этап или фаза выпадают - происходит сексуальная аномалия).

Нечаева А.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 6
Добрый день! Выбрана очень актуальная тема.
Подскажите, а планируется ли какое-то эмпирическое исследование?
Если да, то расскажите поподробнее о выборке и методах.
Заранее благодарю!