Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2020 > Психология профессиональной деятельности

Коррекция негативных психических состояний студентов-психологов экстремального..

(1/1)

Перепечина А.С.:
Коррекция негативных психических состояний студентов-психологов экстремального профиля методами виртуальной реальности

Перепечина А.С.
Московский государственный психолого- педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Березина Т.Н.
Теоретический анализ проблемы исследования
В условиях трансформации общества наиболее острой проблемой выступает проблема высшего образования. Это связано с необходимостью повышения продуктивности учебно-профессиональной деятельности студентов, эффективность которой зависит от множества разных факторов, в частности их психического состояния, личностных характеристик, стремления человека к успеху и т.д., которые способны значимо повлиять на весь результат образовательного процесса: сдачи экзаменов, зачетов, тестов (Березина Т.Н., 2011), в ходе которых достаточно часто отмечаются такие негативные психические состояния обучающегося, как психическая напряженность, высокая тревожность, сильная усталость, и даже панический страх (Котенева А.В., 2016).
Преодоление негативных психических состояний студентов-психологов экстремального профиля взаимосвязано с необходимостью повышения адаптационного потенциала личности (Цветков В.Л., 2011), что может быть достигнуто путем снижения нервно-психического напряжения, связанного с учебным и профессиональным стрессом, посредством совершенствования навыков осознанной регуляции деятельности, развития личностных и межличностных адаптационных ресурсов через трансформацию из состояния латентности в активное состояние (Гольцева Т.П., 2012).
В ходе анализа научной литературы установлено, что применение технологий виртуальной реальности является одним из современных методов оптимизации психического состояния, рассматриваемых во многих отраслях психологии, в том числе в психологической реабилитации и психотерапии (Березина Т.Н., 2014).
Однако исследования, направленные на изучение особенностей их применения в экстремальной психологии, практически не осуществляются. Отмеченное выступило в качестве предпосылки для проведения данного исследования, направленного на установление возможностей регуляции психических состояний с помощью шлема виртуальной реальности. Практическая значимость полученных в ходе исследования результатов обусловлена возможностью повышения качества жизни студентов-психологов экстремального профиля и помощью в достижении ими в ситуации нервно-психического напряжения, связанного с профессиональным стрессом, состояния межличностной и внутриличностной гармонии.
Организация исследования
Цель исследования заключалась в выявлении возможности коррекции негативных психических состояний студентов-психологов экстремального профиля методами виртуальной реальности. В качестве задачи эмпирической части исследования выступила проверка гипотезы, согласно которой возможна коррекция негативных психических состояний у студентов-психологов экстремального профиля посредством технологий виртуальной реальности, в нашем случае путем просмотра испытуемыми сюжетов виртуальной реальности разной временной длительности и типа, в частности: динамически-возбуждающего типа с эффектом присутствия в течение 5 минут с целью снижения уровня утомления и релаксационного типа в течение 5-7 минут для снижения уровня тревожности.
Исследование осуществлялось на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) в период с 2019 по 2020 гг. В исследовании приняли участие 52 студента-психолога экстремального профиля в возрасте от 18 до 25 лет, находящиеся в различных негативных состояниях. В ходе организации эмпирической части исследования все участники были разделены на две группы: экспериментальная группа (ЭГ, n=27 чел.) и контрольная группа (КГ, n=25 чел.), из них – 5 мужчин и 45 женщин. В состав ЭГ входили две подгруппы, участники которых подвергались методам виртуальной реальности в течение 5-7 минут: ЭГ1 демонстрировались успокаивающие ролики (медитация), затем возбуждающие (снежки или гонки), ЭГ2 сначала возбуждающие (снежки или гонки), затем успокаивающие (медитация).
Среди использованных нами диагностических методик были следующие: методика «Утомление  Монотония  Пресыщение  Стресс» (ДОРС) (А.Б. Леонова, С.Б. Величковская), шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), тест-опросник «Оценка настроения» и оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Т.А. Немчин). Для обработки результатов, полученных в ходе исследования, использовалась компьютерная программа статистической обработки данных SPSS-17.0.
Результаты исследования
Нами были реализованы два этапа  констатирующий и контрольный, в ходе которых получены результаты, описанные ниже.
Для выявления статистической значимости различий был использован критерий Стьюдента. Результаты диагностики на контрольном этапе свидетельствуют о статистически значимых различиях между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп по показателям: ситуативная хроническая усталость, психическая активность и напряжение по методике Немчина. Это означает, что после экспериментального воздействия методами виртуальной реальности у испытуемых экспериментальной группы статистически достоверно снизились средние значения ситуативной хронической усталости, психической активности и напряжения. Остальные характеристики изменились, но не являются статистически значимыми.
ЭГ1 демонстрировались успокаивающие ролики, затем возбуждающие, ЭГ2 сначала возбуждающие, затем успокаивающие. Для определения статистически значимых изменений использовался G-критерий. Изменения произошли у первой подгруппы. У испытуемых снизился индекс утомления. У второй подгруппы снизился уровень ситуативной тревожности и усталости.
Заключение. Таким образом, в соответствии с полученными в ходе эмпирической части исследования результатами, можно заключить, что технологии виртуальной реальности предоставляют возможности для коррекции негативных психических состояний у студентов психологов экстремального профиля. Просмотр сюжетов виртуальной реальности динамически-возбуждающего типа с эффектом присутствия, а затем успокаивающего воздействия в течение 5 минут, позволяет снизить тревожность, в то время, как первоначально демонстрируемые сюжеты виртуальной реальности релаксационного типа в течение 5-10 минут, а затем динамически-возбуждающего типа с эффектом присутствия, приводят к снижению утомления. Полученные результаты не претендуют на полную исследовательскую законченность, однако выступают в качестве основы, позволяющей их последующее применение в ходе исследований в контексте темы настоящего.
Благодарности: Автор благодарит руководителя проекта, Березину Т.Н.
Литература
1.   Березина Т.Н. Альтруистическое поведение и успех в жизни. // Психология и психотехника. 2011. № 3 (30). С. 67-76.
2.   Березина Т.Н. Надсознательное как образование высшего порядка // Мир психологии. 2014. № 1 (77). С. 240-253.
3.   Гольцева Т.П. Особенности профессиональной деятельности студентов-психологов полиции // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. 6 (121). С. 221 – 227.
4.   Котенева А.В. Личностные уровни и система жизнеобеспечения личности в стрессовых ситуациях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 1. С. 111-116.
5.   Цветков В. Л., Старостин С. Н. Учебная и профессиональная идентичность студентов-психологов экстремального профиля и ее влияние на выбор // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 1(44). С.3-14.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии