Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2020 > Психология профессиональной деятельности

Социальная ответственность личности, как компонент профессиональной деятельности

(1/1)

Пудина Е.А.:
Социальная ответственность личности, как компонент профессиональной деятельности
Пудина Е. А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель Чиркина Р.В.
Анализ современных исследований по проблеме социальной ответственности показывает, что в отечественной и зарубежной психологии социальная ответственность рассматривается как: формирование и воспитание ответственного отношения; внешние и внутренние формы контроля над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил (внешние и внутренние формы поведения); связь ответственности с вопросом наказуемости; задачи и обязанности личности как пределы долга; выполнение обязательств в условиях совместной деятельности.
По нашему мнению, важно рассматривать ответственность через призму социальных отношений, так как с одной стороны, она определяет поведение личности в соответствии с общепринятыми нормами, а с другой – выбор действий, что подразумевает способность к самоконтролю, саморегуляции и самоограничению.
Рассматривая психологический аспект социальной ответственности, мы считаем, что важным в раскрытии ее понятия является определение ее места в структуре профессиональной деятельности человека, поскольку одним из главных показателей в профессиональной деятельности является ответственное отношение к процессу и результатам труда.
В любой сфере профессиональной деятельности ответственность представляет собой универсальное, востребованное качество личности, детерминирующее эффективность в профессиональной деятельности.
К. Муздыбаев рассматривает социальную ответственность, как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия (Муздыбаев К., 2012). Таким образом, ответственность рассматривается как волевое качество личности и регулятор поведения.
К. А. Абульханова-Славская рассматривает ответственность как качество личности, напрямую связанное с ценностными ориентациями и морально-ценностными мотивами, как «самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых самим субъектом, ответственность выступает как идеальное мысленное моделирование субъектом ответственной ситуации, ее пределов и уровня сложности, а затем практического осуществления»  (Абульханова-Славская К. А., 1991, с. 110).
В. П. Прядеин, автор методики «Многомерного функционального анализа ответственности», определяет ответственность, как «гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести» (Прядеин, В. П., 2001, с. 7), то есть ответственность представляет собой волевое качество, в значительной степени оказывающее влияние на формирование отношения личности к какой-либо деятельности, в том числе и профессиональной.
Л. И. Дементий и Лейфрид Н. В. рассматривают профессиональную ответственность как свойство личности, отражающее отношение субъекта труда к ее содержанию и результатам, к другим субъектам и самому себе в процессе труда. Ответственность рассматривается как гарантирование личностью достижения результата собственными усилиями при заданном уровне сложности и ограниченном времени с учетом возможных трудностей, то есть овладение целостностью ситуации и построение индивидуальной модели деятельности (Дементий Л. И., Лейфрид Н. В., 2012).
А. В. Белов описывает механизм реализации личной социальной ответственности на различных уровнях. Субъектный уровень социально ответственного поведения определяется мотивационно-целевой сферой. Личностный (психологический) уровень социально-ответственного поведения определяется аффективно-волевой сферой и иерархией личностных смыслов. Третьим уровнем механизма реализации социальной ответственности является практический, непосредственным проявлением которого выступают поступки и реальные достижения (Белов А. В., 2011).
Е. А. Климов рассматривает ответственность через отношение к труду наряду с мотивами, целями, интересами и склонностями. Он выделил психологические признаки, способствующие достижению профессионального успеха, одними из которых является сознательное предвосхищение социально-ценных результатов, осознание их социальной важности и сознательное достижение социально значимых целей (Климов Е. А., 2014).
Н. В. Гришаева говорит об ответственности как о системно-структурном многоуровневом интегральном личностно-деятельностном образовании, позволяющем эффективно реализовывать профессиональные задачи разных уровней сложности; о результате определенного набора знаний, умений и способностей; о способах самоорганизации и организации профессиональной деятельности, личностного и профессионального роста (Гришаева Н. В., 2010).
По мнению В. К. Потемкина социальная ответственность должна рассматриваться как отражение объективно существующей потребности, необходимости согласования ее нормативных признаков, упорядоченности действий работников в процессе труда. Не случайно А. Ф. Плахотный сделал вывод о том, что «совместная деятельность людей» (не зависимо от ее функционального содержания) ¬это источник ответственности ее участников, а свое предметное выражение она находит в конкретных отношениях ответственной зависимости (Плахотный А. Ф., 1981). Ответственная зависимость участников процесса труда строится на взаимном понимании, регулировании поведения, самомотивации и сомовоспитанности ответственного поведения (Потемкин В. К., 2010).
Д. Холланд, говоря о профессиональном развитии личности, описывает типы комплексных ориентаций личности, выделяет социальную ориентацию, где среди потребностей в общении и решении социальных проблем, важной выступает социальная ответственность (Психологические основы…, с. 127). 
В. И. Сперанский отмечает, что без ответственного отношения к своим профессиональным обязанностям невозможна дальнейшая интенсификация профессиональной деятельности, повышения ее эффективности (Сперанский В. И., 1987).
         Таким образом, можно сделать вывод, что социальная ответственность личности многоаспектна, выступает как свойство личности и как индивидуально-типологическая особенность, связана с профессиональным потенциалом, личностным развитием, принятием обоснованных решений, готовностью отвечать за результаты и последствия и ее необходимо изучать как системный компонент профессиональной деятельности.

Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Белов А. В. Социальная ответственность: содержание и механизм реализации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2011. – 14 с.
3. Гришаева Н. В. Социально-психологические факторы развития ответственности кадров управления: автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 2010. – 22 с.
4. Дементий Л. И., Лейфрид Н. В. Ответственность как детерминанта социальных представлений об успехе и условиях его достижения / Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид – Вестник Омского университета, № 3, 2012. – 289-295 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов – М.: Академия, 2004. – 304 с.
6. Кузнецова В. С., Морозова В. С. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического вуза / В. С. Кузнецова, В. С. Морозова – Журнал Советская педагогика, № 5, 1985. ¬– 93-96 с.
7. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев; под ред. В. Е. Семенова. изд. 2-е, доп. – Москва: Либроком, 2012. – 248 с.
8. Прядеин, В. П. Ответственность как системное качество личности: учебное пособие / В. П. Прядеин. – Екатеринбург: УрГПУ, 2001. – 209 с.
9. Потемкин В. К. Управление персоналом: Учебник для вузов / В. К. Потемкин – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
10. Плахотный А. Ф.  Проблемы социальной ответственности – Харьков, 1981. – 191 с.
11. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. и ред. В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. – 855 с.
12. Сперанский, В. И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования / В. И. Сперанский. – Москва: МГУ, 1987. – 150 с.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии