Автор Тема: Психологическое обеспечение восстановления работоспособности в условиях...  (Прочитано 1379 раз)

Темирканова А.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Психологическое обеспечение восстановления работоспособности в условиях повышенных нагрузок

Темирканова А. Ю.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель -  Березина Т. Н.

В настоящее время множество людей работает в условиях повышенных нагрузок (Денисова, 2004). И хотя каждый человек по-разному справляется с ними в силу своих способностей (Березина, 2000), в целом можно сказать, что это приводит к снижению работоспособности и продуктивности (Якупова, 2017).
Работоспособность человека характеризуется состоянием здоровья человека, его психическими функциями и нервными процессами, выносливостью, и резервами организма (Крушельницкая, 2003).
Специалисты, работающие в условиях повышенного стресса, имеют более высокие шансы заболеть и у них снижается работоспособность (Leka, 2004).
Существует множество инструментов для профилактики утомления и снижения уровня стресса, включающие организацию общения (Березина,  2013), аутотренинги и т.д. Одним из новых и многообещающих методов восстановления работоспособности и снижения стресса являются технологии виртуальной реальности (ВР) (Pizzoli, 2019, Березина, 2020).
Виртуальная реальность успешно применяется для того, чтобы способствовать расслаблению и избавиться от стресса. Проанализировав литературу, можно найти два главных подхода к достижению этих целей (Pizzoli, 2019).
Первый подход фокусируется на общей среде, наполненной расслабляющими «сценариями», в то время как второй вовлекает пользователя в активные действия. Комбинация обоих вмешательств является рекомендуемой и эффективной (Pizzoli, 2019).
Цель исследования – эмпирически изучить возможность применения ВР технологий для снижения утомления и повышения работоспособности лиц, находящихся в условиях повышенных нагрузок (напр., совмещающих работу с учебой).
Методы исследования.
1.   Опросник для оценки острого умственного утомления (Леонова А.Б., Савичева Н.Н.).Состоит из 18 утверждений, описывающих признаки утомления. Ответы испытуемых могут быть «да», «да-нет» и «нет».
2.   Диагностика ситуативной усталости с помощью теста оптических иллюзий Акиоши Китаока. Состоит из 11 картинок-иллюзий. Чем сильнее степень усталости испытуемого, тем быстрее картинки будут двигаться.
3.   Тест «Синдром хронической усталости». Состоит из 12 утверждений – признаков хронической усталости. Ответы «да» и «нет». 
4.   Методика дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской. Состоит из 40 высказываний, описывающих чувства, которые могут возникнуть во время работы. Содержит 4 шкалы: ИУ утомление, ИМ монотония, ИП пресыщение, ИС стресс.
5.   ВР-технологии: шлемы виртуальной реальности.
6.   Статистические методы: критерий знаков для сопряженных выборок, коэффициент корреляции Пирсона.
Испытуемые: Находящиеся в условиях повышенных нагрузок, (совмещающие работу с учебой) студенты магистратуры. Количество: 30 человек, разделенных на контрольную (15 человек) и экспериментальную (15 человек) группы. 24 женщины и 6 мужчин. Возрастной диапазон: от 22 до 53 лет.
Результаты исследования: Мы провели исследование реакций специалистов после пяти минут использования шлема виртуальной реальности с расслабляющим видеорядом и пяти минут видеоряда, возбуждающего нервную систему.
По результатам сравнительного анализа динамики показателей функционального состояния у испытуемых экспериментальной группы видно, что воздействие методиками виртуальной реальности оказало заметное влияние на показатель утомления у экспериментальной группы, который уменьшился. Также тенденцию к уменьшению значения показывают такие показатели методик, как «Острое умственное утомление», шкала Пресыщения и шкала Стресса. И, согласно Критерию Знаков, показатель ситуативной усталости и Индекс Монотонии находятся в зоне незначимости, из чего сделан вывод, что воздействие не оказало предполагаемого влияния.
У контрольной группы регистрируется заметное увеличение показателей по шкале Монотония, также тенденция к увеличению следующих показателей: «Острое умственное утомление», Пресыщение и Стресс. Однако по Индексу Утомления мы видим тенденцию к уменьшению (после прослушивания части лекционного занятия) и, как и в случае с экспериментальной группой, показатель «СХУ ситуативная» оказался в зоне незначимости.
Таким образом, воздействие технологиями виртуальной реальности повышает тенденцию к восстановлению работоспособности.
Также был проведен корреляционный анализ, в результате которого  стало ясно, что взаимосвязь между синдромом хронической усталости и остальных методик ослабевает после воздействия виртуальной реальностью. В то время как без воздействия взаимосвязь усиливается.
Данные показатели можно интерпретировать следующим образом. Шлемы виртуальной реальности воздействуют на зрительное, слуховое и телесное восприятие. Это позволяет глубоко погрузиться в искусственный мир, что открывает множество возможностей для тренингов и релаксации. Именно поэтому, на наш взгляд, ВР-технологии можно рассматривать как весьма многообещающие психологические методы обеспечения восстановления работоспособности.
Благодарности: Автор благодарит научного руководителя, Березину Т.Н.
Литература
1.   Березина Т.Н., Бузанов К.Э., Фатьянов Г.В. Позитивная психология виртуальности как направление оптимизации функциональных состояний человека-оператора// Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С.125-138.
2.   Березина Т.Н. Резервные возможности человека. Москва, 2000.
3.   БерезинаТ.Н. Эмоциональнообонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения //Национальный психологический журнал. 2013. № 4 (12). С. 20-30.
4.   Денисова Ю.С., Трудовые перегрузки как тенденция в рабочем процессе, 2004. С. 100-107.
5.   Крушельницкая Я. В., Физиология и психология труда, 2003. 367 с.
6.   Якупова А. А., Проблемы восстановления работоспособности персонала в условиях повышенных эмоциональных нагрузок// Научный журнал. 2017. №8 (21), С. 41-49.
7.   Leka S., Griffiths A., Cox T.,  Work organization and stress: systematic problem approaches for employers, managers and trade union representatives 2004. p. 27.
8.   Pizzoli S., Mazzocco K., Triberti S., Monzani D., Raya M., and Pravettoni G., User-Centered Virtual Reality for Promoting Relaxation: An Innovative Approach, 2019.