Автор Тема: Правосознание подростков, выбирающих юридический вуз  (Прочитано 1087 раз)

Байтимирова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Правосознание подростков, выбирающих юридический вуз

Байтимирова А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Коноплева И.Н.


Каждый человек, планирующий связать свою жизнь с юриспруденцией, обязан осознавать всю возложенную ответственность и реально оценивать свои возможности уже на этапе поступления в вуз. К специалисту в области юриспруденции на сегодняшний день предъявляется большое количество требований, в том числе и личностно-деловых. И данная тенденция не случайна. Далеко не каждый желающий связать свою жизнь с правом способен осуществлять подобную деятельность успешно, ввиду своих личностных качеств. С увеличением уровня сложности поставленных задач, повышаются и требования к личностным качествам сотрудников, ведь способности сотрудников сильно влияют на успешность всей работы в целом.
Целью нашего исследования стало получение новых знаний о взаимосвязи сформированности правового самосознания и выборе специальности обучения.
Объектом исследования выступило правосознание выпускников школ, планирующих обучаться в вузе на юридической специальности. Предмет исследования – сформированность правосознания одиннадцатиклассников, желающих связать свою жизнь с правом.
Эмпирическую выборку составили 30 учеников 11 класса, из них 15 человек из обычной средней школы (контрольная группа), и 15 человекиз 11 класса школы с углубленным изучением права (экспериментальная группа). В исследовании принимали участие как девушки, так и молодые люди. Возрастная категория 16-18 лет.
В своем исследовании мы использовали следующие методики:
1.   Авторская анкета, позволяющая получить информацию о личных данных и предпочтениях в дальнейшей учебе испытуемого, причинах данного выбора.
2.   Методика изучения правосознания (Ясюкова Л.А., 2000).
3.   Анкета «Уровень правового развития» на основе теста незаконченных предложений. С использованием модели правового развития Дж. Тапп и Ф. Левина (Гулевич О.А., Голынчик Е.О., 2003).
При анализе результатов использовался непараметрический критерий Манна-Уитни, обработка результатов проводилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 25.
Анализ современной литературы показывает множество точек зрения на проблему правосознания. Важность наличия правосознания у населения отмечают представители разных направлений наук. Вопрос волнует не только юристов и психологов, его значимость отмечают ученые в области политологии, социологии и философии. В частности, специалист в области юридической психологии В.Л. Васильев под правосознанием в широком смысле понимает правовой опыт поведения личности, группы, общества и в первую очередь относит к нему психологический механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального правосознания и противоправным поведением (Васильев В.Л., 2009).
Знакомство с правовой культурой человек начинает еще на самых ранних этапах развития – в детстве. Правовые зачатки закладывает в первую очередь семья, затем это развивается с помощью сказок, каких-либо ролевых игр, а также посредством коммуникации со сверстниками. Во всех этих процессах появляется и проявляется пусть простой, неосознанный, но уровень понимания права. С увеличением возраста, расширением коммуникативного круга, изменением деятельности, обогащением кругозора, увеличивается и уровень сформированности правового сознания (Будыкин С.В., Жигачев А.С., 2014).
Нами проведено исследование особенностей правосознания учеников выпускного класса двух школ – с обычной программой и с углубленным изучением правовых дисциплин. Анализ проведенного нами исследования показал следующие особенности выпускников школ.
Было отмечено, что 20% респондентов не были уверены, что определили точное направление подготовки, рассматривая несколько вариантов для получения высшего образования. 23% выпускников школ выбирают специальность по совету родных или друзей. 57% испытуемых определились с направлением подготовки самостоятельно.
   По параметру бытовая сфера правосознания средние значения показателей экспериментальной группы составили 6,4 балла, контрольная группа показала значение в 4,3 балла (р<0,05). По параметру деловая сфера правосознания средние значения показателей экспериментальной группы составили 5,4 балла, контрольная группа – 1,4 (р<0,05). По субтесту гражданская сфера правосознания средние значения показателей экспериментальной группы составили 6,2 балла, контрольная группа – 1,7 (р<0,05). По субтесту «Правовые знания» средние значения показателей экспериментальной группы составили 7,3 балла, контрольная группа – 2,1 (р<0,05).
   Средние значения общего уровня правосознания у выпускников школ, планирующих связать свою жизнь с юриспруденцией, составили 22,3 балла, что соответствует среднему уровню сформированности правосознания, а у одиннадцатиклассников, планирующих поступление на иную специальность – 14,3 балла, что соответствует хорошему уровню.
   Правосознание в форме правотворчества находится на более высоком уровне у выпускников школы класса с правовым уклоном, он составляет 60 %, по сравнению с 26%, являющимися показателями обычной школы. Более высокие показатели правоподдержания продемонстрировали учащиеся общеобразовательной школы – 33%, показатель будущих юристов – 20%. Процентное содержание ответов учащихся по шкале правопослушания было приблизительно равным – 26% учеников школы с юридическим уклоном по отношению к 20% выпускников обычной школы.
По результатам исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1.   Формированию высокого уровня правового самосознания способствует обучение в учреждениях с юридической направленностью.
2.   Реализовывать правовую направленность ученики, не интересующиеся юриспруденцией, способны чаще всего только в бытовой сфере. Осведомленность в правовых знаниях, деловая сфера правосознания, а также гражданская позиция расположены на низком уровне.
3.   Правотворчество, как один из уровней правосознания, имеет большую выраженность у выпускников школы с юридическим уклоном, одиннадцатиклассники общеобразовательной школы более склонны к правопослушанию. Правоподдержание у обеих групп слабо выражены.
4.   Одиннадцатиклассники, планирующие связать свою жизнь с юриспруденцией имеют более высокий уровень правового самосознания, чем их сверстники, желающие связать свою жизнь с иной профессией.

Литература
1.   Будыкин С.В., Жигачев А.С. Взаимосвязь изучения правовых дисциплин с уровнем правосознания (на примере студентов, изучающих правовые дисциплины) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68299.shtml(дата обращения: 08.11.2017)
2.   Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2009. – 608 с.
3.   Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальности 020400 — «Психология». Москва: Международное общество им. Л.С.Выготского, 2003. — 270 с.
4.   Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития//Прикладная психология. № 4. 2000. С. 1–13.