Автор Тема: Психокоррекция когнитивных процессов методом тренинга саморегуляции у мужчин...  (Прочитано 957 раз)

Лановая А.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Психокоррекция когнитивных процессов методом тренинга саморегуляции у мужчин с алкогольной зависимостью

Лановая А.М.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Власова Н.В.

В настоящее время происходят глобальные изменения в экономической, политической и духовной сферах нашей жизни: это не может не влиять на человека как единицу социума. Одним из последствий зачастую становится формирование разных видов зависимостей, которое в свою очередь усугубляет внешние проблемы, с которыми сталкивается человек, лишает его возможности обретения благополучия и достойного уровня жизни.
На сегодняшний день одним из самых распространённых видов зависимости остается алкогольная. Данные Генеральной прокуратуры показывают, что около 30% преступлений совершено в состоянии алкогольного опьянения (Линделл Д., 2019). Делинквентное поведение личности под воздействием данного психоактивного вещества отличается повышенной агрессией и утерей самоконтроля. Также немаловажно отметить, что по последним данным в 2018 году алкоголь стал причиной смерти около 49 тысяч человек (Федеральная служба государственной статистики, 2020).
Всесторонняя психологическая деятельность и вовлеченность в нее больных – залог избавления пациентов от аддикции. Психокоррекции когнитивных процессов и процессов саморегуляции уделяется большое внимание при проведении групповой и индивидуальной психологической деятельности в наркологии.  Психологический тренинг является одной из наиболее популярных форм групповой работы, поэтому его комплексная разработка и грамотное проведение могут помочь выполнить сразу несколько видов задач при работе с алкогольными зависимыми.
Цель нашего исследования состояла в проведении психологической коррекции когнитивных процессов методом тренинга саморегуляции у мужчин с алкогольной зависимостью.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что у мужчин с алкогольной зависимостью, участвующих в тренинге саморегуляции, когнитивные процессы к концу психокоррекционной работы будут обладать более высоким уровнем по сравнению с показателями мужчин, не участвующих в тренинге.
В ходе эмпирического исследования нами было проведено сравнение функционирования когнитивных процессов в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Выборку составили пациенты наркологического отделения и отделения медико-социальной реабилитации Наркологической клиники ННЦН – филиала ФГБУ «НМИЦ ПН» им. В. П. Сербского Минздрава России. Средний возраст респондентов составил 40,6 ± 7 лет (N=51), установлен диагноз F10.2 «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя. Синдром зависимости» (МКБ-10), II стадия. Из всех участников исследования 47% имеют неоконченное высшее образование, 29% оконченное высшее и 24% - среднее специальное. Пациенты, вошедшие в экспериментальную группу (N=20), приняли участие в разработанном тренинге саморегуляции. В контрольную группу вошли пациенты (N=31), которые не участвовали в тренинговой программе, но получали стандартную психологическую помощь на базе наркологического центра. 
Для исследования особенностей когнитивной сферы были использованы следующие методы и методики: корректурная проба; субтест «Числовые ряды» из теста интеллекта Векслера; навык письма. Для обработки данных использовался статистический критерий проверки гипотез в пакете SPSS: непараметрический критерий Вилкоксона для двух связных выборок (данные выборки не имеют нормального распределения, согласно критерию Колмогорова-Смирнова, р≤0,05).
По результатам проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе после психологического воздействия произошли статически достоверные различия на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (р≤0.05) в точности выполнения методики «Корректурная проба» (7 положительных рангов, 0 отрицательных, 13 совпадающих наблюдений): повысилась устойчивость внимания и общая психическая работоспособность, снизилась утомляемость. Также статически значимые различия (р≤0.05) наблюдаются по субтесту «Числовые ряды»: пациенты показали гораздо более высокие показатели при исследовании кратковременной и рабочей памяти, что подтверждает результаты корректурной пробы о повышении концентрации внимания в экспериментальной группе. Данные изменения можно связать с тем, что в таких психических процессах как память и внимание большое значение играет произвольность, на повышение которой и был направлен тренинг саморегуляции.  В контрольной группе отчетливо прослеживается тенденция к повышению устойчивости внимания (p=0,049, р≤0.05). А именно, повысилась точность выполнения корректурной пробы у 8 человек, у 23 осталась без изменений. Данная разница в изменениях по группам подчёркивает значение компонентов саморегуляции в работе когнитивных процессов.
В экспериментальной группе произошли улучшения по общей шкале методики исследования навыка письма, включая критерии дисграфии и смысловое запоминание (р≤0.05, 11 положительных рангов, 1 отрицательный). При выполнении методики задействуются память, внимание и письменная речь, при этом совместно функционируют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. В связи с этим можно говорить об улучшении таких процессов как смысловое запоминание, устойчивость и концентрация внимания, что подтверждает результаты других методик.
В контрольной группе особенно стоит отметить статистически значимые различия (р≤0.05) по критерию «Смысловое запоминание» (10 положительных рангов, 3 отрицательных, 18 совпадающих наблюдений). Так, при выполнении задания испытуемые допустили значительно меньше ошибок, связанных с запоминанием смысловых конструкций, что говорит о повышении устойчивости внимания. Это также положительно характеризует коррекционные программы находящихся на стационарном лечении пациентов.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. В экспериментальной группе повысилась устойчивость внимания и общая психическая работоспособность, снизилась утомляемость. Участники тренинга показали более высокие показатели при исследовании кратковременной и рабочей памяти. Повысились показатели динамических и содержательных компонентов гностических функций, улучшилось состояние процессов смыслового запоминания.
Основываясь на результатах проведенного эмпирического исследования, были предложены рекомендации по психологической коррекции алкогольной зависимости. Участие в психокоррекционной программе должно позволить зависимому от алкоголя занять активную личностную позицию; развить способности к рефлексии; проанализировать свой жизненный путь, его уникальность, с одной стороны, и трудности и проблемы, схожие с ситуацией других участников, с другой стороны; найти эмоциональную поддержку в лице ведущего программы и других участников;  приобрести новые практические знания об эффективных способах контроля своего эмоционального состояния, разделить уровни ответственности:
- индивидуально-личностный, как алкогольного зависимого,
- специалиста наркологического центра,
- значимых для зависимого близких.

Литература
1.   Линделл Д. Где и как умирают в России от пьянства. – 2019г. [Электронный ресурс]. РИА Новости. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/society/08/10/2019/5d920ff29a79472fec0ff4bc. (дата обращения 29.12.19).].
2.   Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]: сайт Федеральной службы государственной статистики. – 2020. – Дата обновления: 05.02.2020. – URL: https://rosinfostat.ru/smertnost/ (дата обращения: 25.02.2020).