Автор Тема: Особенности переживания опыта гендерного насилия подростками с различными...  (Прочитано 146 раз)

Рется С.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Особенности переживания опыта гендерного насилия подростками с различными психическими расстройствами

Рется С.Э.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Луковцева З.В.

Гендерное насилие (далее – ГН) является системной формой насилия, направленной на человека в связи с его гендерной и/или половой принадлежностью. Оно оказывает существенное влияние как на психическое и психологическое состояние отдельного человека, так и на состояние общественное (Клецина И.С., 2015).
Подростковый возраст является в целом более восприимчивым к психотравмирующим воздействиям (Бадмаева В.Д., 2009; Степанова И.Б., 2011).
Под переживанием понимается субъективное восприятие и отражение человеком внешней ситуации (Василюк Ф.Е., 1984). Соответственно, переживание ГН – это субъективное восприятие и отражение человеком ситуации ГН. В нем можно выделить три основных структурных компонента – аффективный, когнитивный и поведенческий (Вересов Н.Н., 2016). Результатом переживания ГН являются его идентификация и оценка, то есть толкование ГН.
Несмотря на то, что принципиальные механизмы психической деятельности являются универсальными для нормы и патологии (Зейгарник Б.В., 1986), отдельные психические процессы неизбежно искажаются в условиях заболевания. Восприятие и переживание травмирующих событий людьми с психическими расстройствами и без них могут значительно различаться, что определяет содержание необходимой психологической помощи. В современной психологии существуют исследования влияния ГН на развитие психических расстройств, но наблюдается недостаток исследований особенностей переживания такого опыта людьми с психическими расстройствами. Данные по этому вопросу могли бы способствовать повышению качества психологической помощи соответствующей целевой группе. Имеющиеся исследования касаются переживания травматического стресса в целом или же переживания сексуального и физического ГН, не затрагивая многие другие формы последнего (психологическое, экономическое ГН и т.д.) (Васкэ Е.В,, 2009; Качаева М.А., 2017).
Необходимость узконаправленных исследований определяется: распространенностью ГН в подростково-юношеской популяции (Степанова И.Б., 2011); нахождением подростков с психическими расстройствами в «группе риска» подверженности ГН; высокой вероятностью развития реактивных психических расстройств у подростков и юношей после переживания ГН (Ильина С.В., 1998, Качаева М.А., 2017).
Целью исследования является определение качественных особенностей переживания опыта гендерного насилия девочками-подростками с различными психическими расстройствами.
Гипотезы исследования:
1.   Распространенность травматического опыта ГН выше среди девушек с психическими расстройствами, чем среди девушек без психических расстройств;
2.   Переживание опыта ГН девушками с психическими расстройствами, в сравнении с девушками без психических расстройств, характеризуется такими особенностями как высокая травматичность и значимость опыта ГН при малой опосредованности его личным опытом, наличие экстраординарных и преобладание ярких реакций, высокий уровень идентификации ГН.
Основную группу составили  15 девушек, проходивших лечение в 5-ом психиатрическом отделении ГБУЗ НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ. Средний возраст испытуемых – 15,8 лет. Распределение по нозологическим категориям: шизотипическое расстройство личности – 1 человек, аффективные расстройства – 6 человек, эмоциональные и поведенческие расстройства – 1 человек, посттравматические состояния – 2 человека, расстройства приема пищи – 6 человек.
Группу сравнения составили 8 девушек без диагностированной психической патологии. Средний возраст испытуемых – 16,2 лет.
На организационно-методическом этапе было проведено заседание локального этического комитета НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ о рассмотрении вопроса об одобрении проведения данного исследования. По итогам заседания было принято решение о безусловном одобрении планируемого исследования, которое соответствует требованиям GCP и не противоречит медико-этическим нормам.
В рамках данного исследования была продолжена разработка и апробация проективной методики – «Идентификация ситуаций гендерного насилия», используемой с целью оценки качественных особенностей идентификации и толкования ситуаций ГН. Методика представляет собой 11 не связанных сюжетно описаний ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. 3 из них – примеры конфликтных ситуаций, не имеющих гендерной основы, а 8 других – примеры ситуаций ГН. «Идентификация ситуаций гендерного насилия» частично основывается на «Соотношении пословиц, метафор и фраз» Б.В. Зейгарник, однако модифицирована сходно с проективной методикой на эмпатию Е.В. Шерягиной (мод. Демидовой Л.Ю.) (Зейгарник Б.В., 1986; Демидова Л.Ю., 2013; Рется С.Э., 2019).
По итогам исследования были сделаны следующие выводы:
1.   Выявлена высокая распространенность травматического опыта ГН среди девушек с психическими расстройствами, которая значительно превышает его распространенность среди нормативной группы девушек;
2.   Личный опыт ГН оказывает на девушек с психическими расстройствами большее травматическое влияние, чем на девушек без психических расстройств;
3.   Выявлены особенности переживания опыта ГН девушками с психическими расстройствами: высокая значимость и травматичность опыта ГН, высокая выраженность ярких аффективных и поведенческих реакций, наличие экстраординарных реакций, склонность к негативно окрашенной идентификации ГН. Эти результаты свидетельствуют о частичном подтверждении второй гипотезы.
Дальнейшее исследование проблемы представляется перспективным для последующей разработки диагностических, профилактических, психотерапевтических и реабилитационных программ. Выявление и определение особенностей переживания опыта ГН в юношеском возрасте при различных психических расстройствах значимо для подбора наиболее эффективной медицинской, психотерапевтической и психологической помощи.
Литература
1.   Бадмаева, В.Д. Последствия сексуального насилия у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. —  2009. — Т. 109. — №. 12. — С. 34-37.
2.   Василюк Ф.Е. Психология переживания. — Москва : Издательство Московского университета, 1984. — 79 с.
3.   Васкэ, Е.В. Анализ эмоционального реагирования несовершеннолетних потерпевших в ситуациях пролонгированной инцестуальной связи //Российский психологический журнал. 2009. — Т. 6. — №. 3. — С. 42-48.
4.   Вересов, Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. — Т. 12. — №. 3. — С. 129-148.
5.   Демидова, Л.Ю. Возможности и перспективы изучения эмпатии у лиц с аномалиями сексуального влечения / Л.Ю. Демидова, Е.В. Шерягина // Психология и право. 2013. — №3. — С. 1-18.
6.   Зейгарник, Б.В. Патопсихология. — Москва : Издательство Московского университета. — 1986. — 287 с.
7.   Ильина, С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. — 1998. — Т. 6. — С. 65-74.
8.   Качаева, М.А. Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек.  / М.А. Качаева, Е.Г. Дозорцева, Е.В. Нуцкова // Психология и право. 2017. — Т.7. — №3. — С. 110-126
9.   Клецина, И.С. Гендерный подход в анализе причин проявления насилия в близких отношениях между мужчинами и женщинами / И.С. Клёцина, Е.В. Иоффе // Женщина в российском обществе. 2015. — №1 (74). — С. 4-17.
10.    Рется, С.Э. Отрицание гендерного насилия : введение в проблему / С.Э. Рется, З.В. Луковцева // Психология и право. 2019. — Том 9, №1. — С. 85-95.
11.    Степанова, И.Б. Подросток и насилие: проблемы и факты / И.Б. Степанова, Т.М. Явчуновская // Всероссийский криминологический журнал. 2011. — №. 4. — С. 50-55.

Гладова С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
Станислава, понимаю, что методика «Идентификация ситуаций гендерного насилия» находится на стадии разработки, но есть ли публикация(и), в которой(ых) можно было бы прочитать более подробное описание методики? Мне интересны теоретические основы и примеры ситуаций.

Рется С.Э.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
Спасибо за вопрос!
Есть публикация https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/n1/97338.shtml
Онако она прошлогодняя, сейчас разработанность методики находится на другом этапе, надеюсь, через какое-то время опубликуем прогресс.