Автор Тема: Понимание понятия «привязанность» студентами факультета «Юридическая психология»  (Прочитано 1001 раз)

Серова К.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Понимание понятия «привязанность» студентами факультета «Юридическая психология»

Серова К.Н.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Русаковская О.А

Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, одна из которых включает в себя готовность квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военной, медико-социальной и медико-педагогической экспертизы), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя (ПК-8).
Известно также, что при принятии решения о квалификации тех или иных статей гражданского кодекса и о других судебных решениях экспертные выводы по делу оцениваются судом наряду с иными доказательствами. Из этого следует, что эксперт-психолог должен уметь четко и обоснованно формулировать экспертное заключение, которое будет являться основой для судебного решения.
Для формирования данной профессиональной компетенции необходимо, чтобы в процессе обучения у будущих специалистов сформировалось представление об экспертных  понятиях, без которых невозможно качественно сформулировать экспертное заключение. Экспертные понятия, в свою очередь, должны базироваться на юридических знаниях, одновременно соотносясь с общенаучным психологическим знанием (Grisso T., 2003; Сафуанов Ф.С., 2014).
Согласно ч.3 ст.65 СК РФ, в качестве одного из максимально значимых факторов, которое суд должен учитывать при формировании собственного решения в рассмотрении дел о воспитании выступает привязанность ребенка к родителю (Русаковская О.А., 2011).   Русаковская О.А. и  Ильина О.Ю. провели исследование, направленное на конкретизацию семантического значения термина «привязанность» у наивных испытуемых и в профессиональных сообществах (Русаковская О.А., Ильина О.Ю., 2018). В данном исследовании было установлено, что семантическое значение термина «привязанность» различается у «наивных испытуемых» и представителей двух профессиональных сообществ: судей и экспертов-психологов. Достаточно существенной является разница в том смысле, который видят в данном феномене судьи и эксперты-психологи. При этом значение, которым наделяют это понятие эксперты-психологи, не соотносится ни с юридическим, ни с общепсихологическим.
Именно поэтому необходимо выяснить, что же вкладывают в понятие «привязанность»  будущие эксперты-психологи, и как формируются теоретические научные представления в процессе их обучения.
Целью данной работы является исследование формирования профессиональных понятий у студентов факультета «юридическая психология» (специальности «Клиническая психология – патопсихологическая диагностика и психотерапия (в экспертной практике)») на примере понятия «привязанность».
В исследовании приняли участие две группы испытуемых: студенты 2 курса (20 человек) и 5 курса (20 человек).
Испытуемых просили 5 раз закончить фразу: «Я понимаю, что ребенок привязан к родителю, если…».
При обработке ответов были выделены следующие категории:
1)   Плохо без/хорошо с (не может долгое время находиться без/остаться в детском саду; ребенок с удовольствием проводит с родителем время и т.п.). Ответы в данной категории дали 65% студентов 2 курса и 75% студентов 5 курса;
2)   Хочет общаться, взаимодействовать (спешит поделиться событиями своей жизни; стремится к телесному контакту). Ответы в данной категории дали 35% студентов 2 курса и 55% студентов 5 курса;
3)   Доверяет, делится важным, ориентируется на мнение (волнует мнение родителей; прислушивается, спрашивает совета). Ответы в данной категории дали 45% студентов 2 курса и 60% студентов 5 курса;
4)   Эмоции (смотрит на родителя с улыбкой; бежит обнять при встрече). Ответы в данной категории дали 10% студентов 2 курса и 40% студентов 5 курса;
5)   Совместная деятельность, общие интересы (хочет проводить больше времени с родителями; вместе проводят досуг). Ответы в данной категории дали 15% студентов 2 курса и 45% студентов 5 курса;
6)   Ищет помощи (идет к родителю в случае переживаний; просит о помощи в сложных ситуациях). Ответы в данной категории дали 60% студентов 2 курса и 40% студентов 5 курса;
7)   Говорит о… (приводит родителя как положительный пример; ребенок гордо рассказывает о своих родителях). Ответы в данной категории дали 30% студентов 2 курса и 25% студентов 5 курса;
8)   Считает частью мира (говорит, что родитель его друг; предпочитает общество родителя другим взрослым). Ответы в данной категории дали 20% студентов 2 курса и 15% студентов 5 курса;
9)   Любит (очень любит родителя; общаются свободно и искренне, с теплом). Ответы в данной категории дали 10% студентов 2 курса и 20% студентов 5 курса;
10)   Копирует (цитирует или моделирует действия родителя; подражает ему). Ответы в данной категории дали 15% студентов 2 курса и 20% студентов 5 курса;
11)   Зависит от (зависит от родителей; крепко держится/не отходит). Ответы в данной категории дали 20% студентов 2 курса и 5% студентов 5 курса;
12)   Переживает, заботится (заботится о родителе, помогает; выслушивает и поддерживает; стремится оказать помощь). Ответы в данной категории дал 1% студентов 5 курса.
Следует отметить, что по сравнению с 5 курсом, у студентов 2 курса не было выделено такой категории, как «переживает, заботится». Из этого можно сделать вывод, что специфика построения образовательного процесса студентов-психологов способствует формированию их личностной зрелости.
Для определения значимости различий показателей между группами использовался критерий Манна-Уитни. В результате чего статистически значимых различий в понимании понятия «привязанность» между группами выявлено не было (p > 0,05).
В данном исследовании также было интересно сравнить, есть ли различия в понимании понятий «привязанность» и «любовь». Для этого студентам 5 курса было предложено окончить фразу: «Я понимаю, что ребенок любит родителя, если…». При обработке результатов нами были выделены те же категории, что и при описании студентами понятия «привязанность».
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что понимание понятия «привязанность» у студентов факультета «Юридическая психология» и на втором, и на пятом курсах все же схоже с «житейским», и, следовательно, не зависит от процесса профессионального обучения, но зависит от личностной зрелости.
Литература
1.   Русаковская О.А., Ильина О.Ю. Понимание «привязанности» наивными носителями языка, судьями и судебно-психологическими экспертами. // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2018. С.104-105.
2.   Русаковская О.А. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза в судебных спорах о воспитании и месте проживания ребенка: дис. … канд. мед. наук. М, 2011. 222 с.
3.   Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2014. 421 с.
4.   Grisso T., Borum R., Edens J., Moye J., Otto R. Evaluating Competencies. Boston, MA: Springer Science, Business Media, Inc.. 2003. Pp.553.