Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2020 > Юридическая психология детей и подростков

Особенности внутриличностных конфликтов у старшеклассников в состоянии...

(1/1)

Апостолова Е.А.:
Особенности внутриличностных конфликтов у старшеклассников в состоянии социальной фрустрации
Апостолова Е. А.
Московский государственные психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Богданович Н. В.
Период ранней юности наиболее подвластен социальным изменениям, так как находится на промежуточном этапе и требует от старшеклассника осознанного планирования своего будущего. Возникающие внутренние противоречия, конфликты в процессе развития и самореализации юноши будут оказывать свое воздействие на то, какими будут его новые взаимоотношения с социумом, место и роль в нем. Переживания противоречий могут трансформироваться в состояние фрустрации, а фрустрируемые ценности стать источником конфликтов. Все это в определенной степени будет откладывать отпечаток на том, как старшеклассник будет себя ощущать в мире взрослых, какой способ поведения и образ жизни он выберет. Данные вопросы актуальны и обуславливают то, как юноши и девушки будут после окончания школы входить в новый мир взаимоотношений, развиваться в нем. Важно не упустить информацию, которая может послужить основой для проявления негативного, девиантного становления старшеклассника в обществе.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить особенности внутриличностных конфликтов в состоянии социальной фрустрации старшеклассников.
В данной работе мы рассматривали внутриличностный конфликт с точки зрения соотношения ценности и доступности важных сфер развития личности. Наличие конфликта определяется тем, что желания превосходят возможности и доступность желаемого (Фанталова, Е.Б., 2001).
Основная гипотеза исследования - внутриличностные конфликты в ранней юности проявляются в сферах любви, материального обеспечения и свободы, связаны с социальной фрустрацией относительно внешнего вида, социального статуса и кругозора и обуславливают противоречивое и отрицательное отношение к будущему. Выборка исследования состояла из старшеклассников в возрасте 15-18 лет (45 человек, 25 девушек и 20 юношей).
В исследовании использовались следующие методики:
1.   Методика изучения внутриличностных конфликтов «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой. Методика позволяет на основе соотношения «ценности» и «доступности» в мотивационно-личностной сфере личности выделить сферы, в которых проявляется внутриличностный конфликт.
2.   Методика изучения поведения индивида в ситуации социальной фрустрации «Вербальный фрустрационный тест» Л. Н. Собчик (для подростков). Данная методика позволяет выявить значимые фрустрируемые ценности со стороны социального окружения: внешний вид, здоровье, характер, благополучие, социальный статус, кругозор и нравственность. Чем больше проявлений обвиняющих реакций, тем более значима фрустрируемая ценность.
3.    «Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» А. М. Прихожан позволяет рассмотреть отношение старшеклассника к будущему.
Внутриличностный конфликт характеризуется как негативное переживание, вызванное противоречиями во внутренних структурах личности. Он может быть источником для саморазвития или проявляться деструктивными переживаниями. Переживание конфликта сопровождается эмоциональным напряжением и перестройкой внутренних компонентов личности (Анцупов, А.Я. и др., 2004).
Появление внутриличностных конфликтов естественно – юношеская рефлексия и самоанализ открывают старшекласснику новые вопросы и возможности для саморазвития и самореализации. Затрагивая желания, стремления ученика конфликты могут, в то же время, обуславливать сильные эмоциональные переживания, которые, не находя своего решения, могут быть отреагированы в различных формах поведения юноши (Шемякина, О. О., 2010).
Важную роль в развитии играют социальные фрустрации, которым подвержен старшеклассник. Наличие барьеров в достижении целей, формировании убеждений и взглядов вызывает проявление импульсивных реакций, которые могут иметь в своей основе яркие эмоциональные переживания и агрессивно-обвиняющие тенденции. Детерминантами социальной фрустрации являются условия развития общества, ближайшее окружение старшеклассника и его психологические особенности. Важное условие появления состояния фрустрации – это значимость фрустрируемого объекта (Ермолаева, Л.И., 1993). Отрицательные характеристики состояния могут оказать влияние на самооценку юноши, на его положение в системе взаимоотношений. Реагирование в контексте обвинительного и деструктивного поведения может привести к преобразованию механизмов социального контроля, и подобные формы поведения станут для него приемлемыми (Малинина, Н.С. и др., 2011).
Период ранней юности поднимает вопрос об отношении юноши к будущему. Для него будущее должно представляться реалистичным и организованным, неоптимальная же жизненная перспектива может привести к негативным последствиям (Лец, Ю.А., 2005).
В проведенном исследовании были получены следующие результаты.
Наибольшее количество внутриличностных конфликтов оказалось характерно для таких сфер: любовь, материально-обеспеченная жизнь и счастливая семейная жизнь. В сфере «свобода» внутриличностные конфликты есть у некоторых старшеклассников, но не в таком большом количестве, как предполагалось. Результаты частично подтверждают гипотезу, а именно, что внутриличностные конфликты наиболее характерны для таких сфер, как любовь и материально-обеспеченная жизнь.
Исследование социальной фрустрации показало наличие обвинительных реакций со стремлением отстоять свою позицию относительно таких ценностей, как социальный статус, характер, благополучие и кругозор. В тоже время, помимо обвиняющих реакций для старшеклассников характерны импунитивные реакции с целью снизить остроту возможного конфликта.
Относительно результатов по отношению к будущему было выявлено примерно в равном соотношении реалистическое отношение и противоречивое. Отрицательного отношения выявлено не было.
Анализ корреляционный связей, проводимых для подтверждения гипотезы, показал, что нет подтверждения взаимосвязи между сферами внутриличностных конфликтов (любовь, материально-обеспеченная жизнь и свобода) и социальной фрустрацией относительно внешнего вида, социального статуса и кругозора. Анализ связей между внутриличностными конфликтами, отрицательным и противоречивым отношением к будущему показал связи только с двумя сферами - «красота природы и искусства» и «свобода», - но данные связи слабые, и они не могут полностью подтвердить гипотезу.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвигаемое предположение не вполне подтверждается в рамках исследования. Однако эти результаты позволяют выдвинуть новые идеи для будущих исследований. Возможно, что внутриличностные конфликты могут быть связаны с состоянием социальной фрустрации, но не напрямую, а под влиянием дополнительных факторов. В тоже время, можно предположить, что представления о будущем не всегда могут иметь отрицательное содержание, если имеются внутриличностные конфликты, возможно, обнаружится формирование и позитивного отношения. Эти вопросы продолжают составлять актуальность для изучения развития личности в ранней юности.

Литература
1.   Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 551 с.
2.   Ермолаева, Л.И. Фрустрация как социально психологический феномен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Москва 1993. – 23 с
3.   Лец, Ю.А. Особенности восприятия будущего в старшем школьном возрасте // Педагогика развития: социальная ситуация развития и образовательные среды. - Красноярск, 2005. - 112 с.
4.   Малинина, Н.С., Парфенов, Ю.А., Белов, В.Г. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. - № 11 (81). - с. 26-31.
5.   Шемякина, О. О. Влияние внутриличностных конфликтов на проявление девиантного поведения на этапе юношеского развития личности // Юридическая психология, 2010. - № 1. – с. 26-28.
6.   Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. – 128 с.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии