Автор Тема: Проект „local streetwork – offline/online“. Цель: дерадикализация молодежи.  (Прочитано 730 раз)

Аруин С.Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Проект „local streetwork – offline/online“. Цель: дерадикализация молодежи.
Аруин С.Е.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель - Чиркина Р.В.

Все больше молодых людей подвергаются опасности быть вовлеченными в процессы радикализации, происходящие, в основном, в социальных сетях. Особая форма социально-педагогической работы должна помочь молодежи найти положительные примеры и выработать необходимые критерии для критического взгляда на широко распространненые схемы исламистстких «рекрутеров».
Мартин Фридрих (имя изменено) скорее всего, не узнает о том, насколько удачным был его виртуальный разговор с молодым человеком, с которым он познакомился в одной из групп в Фейсбуке. Однако в одном он может быть абсолютно уверенным, установленный им контакт с Айшей в частной группе, насчитывающей 41182 человек, уже принес ожидаемый результат. Айша (имя изменено)  начала с ним частный чат. В этой группе встречаются обычные люди, чтобы поделиться своим повседневным опытом, как верующие мусульмане так и интересующиеся исламом. Давольно часто в ряды обыкновенных пользовательй проникают адепты Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ) и пытаются оказать влияние на мнение молодежи. В своих публикациях Айша повествует о сомнениях и страхах в отношении религиозных практик, а также о личном опыте пережитого отвержения и дискриминации. Молодые мусульмане чувствуют себя исключенными из немецкого общества. Данная позиция делает их целевой группой для экстремистских исламистов, которые используют подобные образы для знакомства пользователей с радикальными мировозрениями.  Чтобы это влияние не было столь сильным, Мартин Фридрих работает в сети  под псевдонимом, находясь в скрытом от общественности месте. Есть только адрес анонимного почтового ящика на немецкой почте. Мартин концентрирует свое внимание на группах, где присутствуют такие названия или понятия, как «Аллах», «мусульманин» или «кровь наших уйгурских братьев и сестер». В чем же заключается особенность разработанного проекта и почему на сегодняшний день подобному виду социальной работы нет альтернатив?
Основной задачей является выявление, локализация и вступление в контакт в социальных сетях сотрудников проекта с подростками и молодыми людьми, проявляющими симпатию к исламистскому экстремизму, или уже радикализированных. А также разработка и тестирование методов преобразования онлайн-контактов в личные (рабочие) контакты с целью проведения превентивных и, при необходимости, дерадикализационных мер.
Инициатор проекта Организация AVP (Признание, Доверие, Перспектива) с 2003 года работает в направлении профилактики  в ресоциализации молодых заключенных, а также в области политического образования.
В рамках реализации проекта мы руководствуемся системой категоризации уровней профилактики, установленной Джеральдом Капланом и Робертом Гордоном (Caplan, G., Gordon, R.,1983). Целевая группа находится во вторичной и третичной категории. Вторичная профилактика включает в себя превентивную работу (виртуальную и личную) в группе риска для того, чтобы уже появившиеся связи между экстремистами и молодыми людьми не окрепли. Третичная профилактика предполагает предотвращение не только дальнейшей эскалации и радикализации среди молодых людей, но и связанных с ними правонарушений.
Процессы радикализации в области салафизма в настоящее время происходят в больших масштабах в социальных сетях (Verfassungsschutzbericht NRW, 2018), а также с помощью других технологий виртуальной коммуникации. Предложения экстремистских групп в Интернете, как правило, составляются с учетом вопросов и потребностей потенциально уязвимых молодых людей на популярных у молодежи коммуникационных платформах.
Личные причины обращения к экстремистскому медиа-контенту в социальных сетях и возможной дальнейшей радикализации возникают в социальной сфере индивидуума: семейные проблемы, отсутствие места учебы/работы, отсутствие признания и понимания среди сверстников, а также переезд/миграция в другой город или страну. Практический опыт показывает, что дерадикализация редко бывает эффективной без прямого контакта с людьми, идеологически нестабильными, и проявляющими интерес к экстремизму. Это свидетельствует о том, что для успешного предотвращения процессов радикализации необходимо сфокусироваться на обеих сферах – виртуальной и реальной.
Проект направлен на молодежь в возрасте от 14 до 27 лет. Молодые люди целевой группы уже проявили симпатию/интерес к радикальной исламистской идеологии, а некоторые из них уже твердо вовлечены в радикализационные процессы и сети, готовые к использованию насильственных методов. В проекте уделается особое внимание:
- аполитичным молодым людям, часто без конкретного места учебы/работы;
- принимающим активное участие в исламистских и ориентированных на насилие сетях;
- выходцам из мусульманских семей или мусульманского окружения;
- имеющим слабую эмоциональную связь с семьей;
- проявляющим активность в социальных сетях и отвергающим демократические принципы построения государственности.
Характеристики личной жизненной ситуации молодых людей могут включать в себя: дискриминацию, отсутствие места работы/учебы, миграцию, конфликты и непонимание в семье и т.д.     
Цели и методы проекта:
1.   Мониторинг социальных сетей с целью локализации молодых людей, подверженных идеологической обработке исламистскими группами, и проявляющих, к примеру, нетерпимость к демократическом принципам, или имеющим склонность к поддержке салафистского экстремизма. В 2018 году наши сотрудники зарегистрировали 87 групп в Фейсбуке, в которых активно велась пропаганда и дискуссии исламистско-экстремистского толка. В этих же группах организации салафистской направленности, хорошо известные в немецком виртуальном пространстве, такие как, например, Realität Islam, вели ежедневную пропагандистскую и идеологическую работу среди участников группы. Как только данные индивидуумы будут идентифицированы, необходимо переходить к налаживанию с ними личных контактов в чатах и мессенджерах.
2.   Перевод онлайн-контактов в личные рабочие отношения/контакты между сотрудником проекта и индивидуумом, имеющим экстремистские взгляды, с целью превентивной/дерадикализационной работы. Практика показывает, что дистанцирование от экстремистских группировок и закрепленного ими мировоззрения возможна только путем прямого личного контакта с работником проекта.
3.   Интеграция молодых людей из зоны риска в группу для дальнейшего проведения с ними образовательных семинаров/вебинаров с целью изменения мировоззрения и дистанцирования от экстремистской идеологии.
ОНЛАЙН: Виртуальные социальные пространства, в которых активны онлайн-стритворкеры, включают в себя популярные социальные сети, чаты и мессенджеры, используемые исламистскими группами для рекрутинга и вербовки молодых людей:  Facebook, Instagram, WhatsApp, Telegram.
ОФФЛАЙН: В Дюссельдорфе и его окрестностях мы фокусируемся прежде всего на мусульманских гуманитарных организациях, мечетях, молодежных клубах, спортивных секциях и школах.
Что в себя включает онлайн-стритворк:
- ежедневное виртуальное присутствие сотрудника проекта во всех популярных социальных сетях и мессенджерах в виде собственных постов/комментариев с целью объяснения опасности исламистской и экстремистской идеологии, а также продвижение демократических принципов. Главные особенности работы в Фейсбуке включают в себя «взаимодействие» и «скрининг». Первый представляет из себя два типа общения – комментирование в группах и ежедневный пост, часто подкрепленный видеоматериалом или онлайн-статьей для инициирования активной дискуссии. Второй метод «скрининг» ставит целью ежедневный просмотр постов и комментариев в группах для того, чтобы гибко адаптировать собственную стратегию поведения в соответствии с потребностями целевой группы.   

Литература
1.   Ежегодный доклад Федерального Ведомства по Охране Конституции земли Северный Рейн-Вестфалия // Verfassungsschutzbericht NRW¬¬–2018/  Url:  https://www.im.nrw/system/files/media/document/file/VS_Bericht_2018.pdf (дата обращения 4.05.2020).
2.   Caplan, G. (1964). Principles of Preventive Psychiatry (5 Ed.). New York: Basic Books.
3.   Gordon, R. (1983). An operational classification of disease prevention. Public Health Reports, 98 (3), 107-109