Автор Тема: Особенности коррекционной работы по развитию профессионального...  (Прочитано 867 раз)

Белоцерковский Г.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности коррекционной работы по развитию профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением
Белоцерковский Г. Д.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Бусарова О.Р.

В настоящее время профессиональное самоопределение рассматривается как средство достижения человеком успеха в жизни, нахождение социальной роли в обществе и как средство самореализации. Вследствие этого все более актуальным вызовом для общества становится помощь в профессиональной ориентации подрастающего поколения.
В современной социальной педагогике и психологии есть известные работы таких ученых, как К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, Е. А. Климов, И. С. Кон, Л.В. Мардахаева, О.С. Осипова, Н. С. Пряжников, С.Н. Чистякова и мн. др., в которых были разработаны положения и подходы к определению профессионального самоопределения.
Целью нашего исследования стала разработка программы по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков с   девиантным поведением.
Предмет исследования: коррекционная программа по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением.
Гипотеза: коррекционная работа с девиантными подростками по развитию профессионального самоопределения является ключевой работой по преодолению социально-психолого-педагогических проблем, социальной дезадаптации и проявления форм девиантного поведения.
Базы исследования: ГБОУ Школа № 324 «Жар-птица» и ГБОУ Школа № 1492 г. Москвы.
Выборку исследования составили 62 обучающихся старших классов; экспериментальная группа: учащиеся, которые состоят на различных видах учета - внутришкольный учет, комиссия по делам несовершеннолетних, органы Министерства внутренних дел (21 человек); 2 контрольные группы: первая - учащиеся, не состоящие на учете (21 человек), вторая – учащиеся, обучающиеся в другой школе и состоящие на различных видах учета - внутришкольный учет, комиссия по делам несовершеннолетних, органы Министерства внутренних дел (21 человек).
Мы проанализировали литературу по проблеме профессионального самоопределения подростков для выявления различных точек зрения на проблему. В анализ вошли исследования разных авторов, которые помогли нам построить научно обоснованную коррекционную работу по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением.
Профессиональное самоопределение – это сложный и непрекращающийся процесс развития мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной и других сфер личности в отношении к какой-либо профессии и реализации в ней, эффективность которого определяется согласованностью психологических и непсихологических требований и способностей личности к определенной профессии (Климов Е.А., 2010).
Девиантное поведение – это отклоняющаяся форма поведения личности, которая может быть связана с нарушением социальных, правовых, культурных норм, принятых в обществе, или которая может быть связана с проблемами психического здоровья индивида (Шнейдер Л.Б., 2005).
Также нами были изучены различные формы работы психолого-педагогической работы с подростками, которые помогли нам выстроить коррекционную программу (Пряжников, Н. С., 2019, Чистякова С.Н., 2005).
Программа по развитию профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением представляла собой цикл из 10 занятий по 1 академическому часу в неделю, к этому дополнительно было дано 3 занятия, которые были проводились на базе московских колледжей, в рамках включения подростков в возможные направления их дальнейшего трудоустройства.
Занятия строились на основе того, что большинство подростков имеют различные представления о профессиях, поступлении в учебные заведения профессионального образования. Применялись тренинговые технологии, профориентационные игры, дискуссии, деловые игры и др. В занятиях учитывалось мнение каждого участника, это было заложено и в названиях занятий («Я хочу», «Я знаю», «Я умею» и т.д.).
Перед началом реализации программы и после её проведения все участники исследования заполнили следующие опросники: «Карта интересов» А.Е. Голомштока, предназначенная для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности, и «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) А.Н.Орла - опросник, предназначенный для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. После проведения программы мы обнаружили, что по методике «Карта интересов» средние баллы у экспериментальной группы резко возросли по сферам IT (с -52 до 13 б.), технике (с -54 до -18 б.), дизайну (-118 до -70), транспорту (-51 до -31 б.), физической культуре (с -21 до 21 б.) и общественной деятельности (-85 до 26 б.); в тоже время снизился интерес к военным специальностям (с -83 до -86 б.). Повышение средних баллов по данным сферам можно связать с тем, что эти направления мы выбрали в качестве ресурсов подростков для построения коррекционной программы. В тоже время у контрольных групп больших изменений в результатах нет (данные подтверждены методами математической статистики).
При анализе полученных данных методики СОП А.Н. Орла по критерию Вилкоксона в экспериментальной группе по шкале склонности к нарушению норм и правил произошло статистически значимое снижение показателя (p < 0,05). У учащихся с нормативным поведением статистически значимых различий не найдено, а у учащихся с девиантным поведением, которые не участвовали в программе, произошли изменения в положительную сторону по шкале волевого контроля эмоциональных реакций (p < 0,05), что можно связать с проводимой в учебном заведении профилактической работой с подростками.
Таким образом, гипотеза о значимости коррекционной работы с девиантными подростками по развитию профессионального самоопределения как ключевой работы по преодолению социально-педагогических проблем, социальной дезадаптации и проявления форм девиантного поведения нами подтверждена.
В нашем исследовании было выяснено, что благодаря четко структурированной программе можно развить профессиональное самоопределение подростка.
Именно возраст старших школьников является периодом уточнения будущего социально-профессионального статуса, поэтому в эти моменты необходимо работать над их профессиональным выбором, выстраивать план достижения профессионального выбора (Бусарова О.Р., 2019).
Самым важным является совместный поиск и уточнение у оптанта собственного замысла в выборе профессии в существующих социальных условиях. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсов. Этому стоит посвятить отдельно несколько дней работы, подобрать каждому индивидуально кружок, секцию, найти возможность посещения Дня открытых дверей в учебном заведении.
Также необходимо сделать основной акцент на ценностно-смысловую сторону самоопределения учащихся, например, провести с ними дискуссионную игру-тренинг, деловую игру и т.д. С подростками также стоит отработать навык самопрезентации, который может им помочь в ближайшем будущем (например, на собеседовании в колледже).
Программа, разработанная нами, может быть использована в психолого-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков.

Литература

1.   Бусарова О.Р. Профориентационная работа с подростками и юношами с девиантным поведением: опыт подготовки специалистов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 35–44. URL: 10.17759/psylaw.2019090303 (дата обращения: 21.04.2020).
2.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. - 312 с.
3.   Пряжников, Н. С.  Организация и методика производственного обучения: профориентология: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2019. – 405 с. URL: https://urait.ru/bcode/445895 (дата обращения: 20.04.2020).
4.   Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2005. - 216 с.
5.   Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, 2005. - 188 с.