Автор Тема: Исследование связи самооценки и социометрического статуса у детей младшего...  (Прочитано 772 раз)

Белякова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Исследование связи самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста
Белякова А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
Научный руководитель – Куприянова Е.А.

Большую  часть своей жизни ребенок проводит в группе, в связи с этим у него есть потребность быть принятым в ней, занимать значимое положение. Представление о себе и самооценка младшего школьника преимущественно строится на оценках учителей, родителей и сверстников (Пирожкова Н.В., 2015). Несомненно, самооценка является важным показателем развития личности (Обухов А.С., 2016). Она определяет уровень стремлений, ценностей, характер отношений в социуме (Носырева С.Н., 2013).
Если в начале первого класса все ученики занимают равное положение, то уже к концу учебного года можно заметить, как положения среди сверстников становятся разными (Надеждин Д.С., 2017). Есть дети, которые легко идут на контакт и занимают лидирующие позиции в группе. И, наоборот, есть дети, которые не очень активны, они могут быть на своей волне, и как бы они не хотели попасть в статус «предпочитаемых», другие не хотят с ними играть и общаться. Положение ребенка в группе сверстников играет важную роль и нередко становится причиной конфликтов.
Отметим, что обстоятельствами, влияющими на возникновение девиантного поведения, являются неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками. Поэтому так важно как можно раньше начать выявлять отклонения и стараться помочь младшим школьникам.
Целью данного исследования является выявление связи самооценки с социометрическим статусом детей младшего школьного возраста.
Основной гипотезой исследования послужило предположение о том, что высокая или средняя самооценка проявляется у детей с высоким социометрическим статусом, а низкая самооценка у детей с низким социометрическим статусом.
В исследовании участвовало 45 человек, учащиеся 3-х классов (26 мальчиков и 19 девочек, 9-10 лет) школы г. Москвы СЗАО (начальная школа).
В рамках исследования были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, опрос, проективная методика, статистическая обработка данных при помощи программы IBM SPSS Statistics 22, критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Также были использованы следующие методики: Социометрия Дж. Морено, самооценка Дембо-Рубинштейн, «Рисунок несуществующего животного».
В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.   По результатам методики социометрии Дж.Морено была выявлена неравномерность распределения социометрических статусов. 27% учащихся в классе имеют социометрический статус «предпочитаемых»; 24% учащихся имеют статус «непринятые»; 22% учащихся имеют социометрический статус «принятых»; 16% имеют статус «отвергнутых»; 11% имеют социометрический статус «звезд». При оценивании своих сверстников дети ориентируются больше на дружбу, основанную на внешних, совместных, объединяющих их интересах.
2.   Проанализировав результаты методик исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и «Рисунок несуществующего животного», мы сделали следующие выводы: у 60% (27 учеников) уровень самооценки очень высокий, соответствует неадекватному уровню. У остальных 40% (18 учащихся) уровень самооценки высокий и средний, соответствующий адекватной (реалистичной) самооценки у младших школьников. Соответственно, учеников с низким уровнем самооценки в классе нет.
3.   По результатам выявления различий по уровню самооценки между группами с высоким социометрическим статусом - «Звезды» и низким социометрическим статусом - «Отвергнутые» получилось, что различия отсутствуют.
4.   В результате корреляционного анализа оказалось, что связь между уровнем самооценки и социометрическим статусом младших школьников отсутствует (α=0,421>0,05). Однако выяснились гендерные различия по положению в классе: у девочек социометрический статус выше, чем у мальчиков (α=0,008<0,05).
Исходя из того что большинство учащихся третьих классов завышают уровень самооценки можно выделить некоторые рекомендации для формирования адекватной (реальной) самооценки: чаще включать в групповую работу, чтобы дети выслушивали мнения других, искали компромиссы при возникновении разногласий. Провести работу, направленную на формирование навыка уважения чувств и желаний сверстников (они так же важны, как и собственные чувства и желания), а также умение спокойно относиться к критике (без агрессии).
Результаты исследования проведенных методик не доказывают нашу гипотезу о том, что высокая или средняя самооценка проявляется у детей с высоким социометрическим статусом, а низкая самооценка проявляется у детей с низким социометрическим статусом. Отмечается, что связи между уровнем самооценки и социометрическим статусом нет.
Проанализировав данные результаты исследования, мы можем говорить о том, что многим младшим школьникам свойственен неадекватный (завышенный) уровень самооценки, обусловленный желанием самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Несомненно, в этот период у детей есть потребность занять определенное положение в группе сверстников. Можно предположить, что возрастающая значимость мнения сверстников является причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений. Важно отметить, что у младших школьников недостаточно сформированы умения анализировать и рефлексировать, позволяющие адекватно оценивать себя и свои возможности.
Полученные в исследовании результаты позволят разработать комплекс психолого-педагогических рекомендаций для педагогов для своевременного обнаружения и устранения негативных факторов, препятствующих развитию личности в группе сверстников, а точнее, для формирования адекватной самооценки у младших школьников.

Литература
1.   Надеждин, Д.С. Динамика социометрического статуса школьников в процессе обучения с 1-го по 11-й классы // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. – №2. – С. 25-29.
2.   Носырева, С.Н. Особенности формирования самооценки у детей // Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал. – Москва : ООО «Школьная Пресса». – 2013. – №2. – С. 53-56.
3.   Обухов, А.С. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / А. С. Обухов. – Москва : Юрайт, 2016. – 583 с.
4.   Пирожкова, Н.В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом [Электронный ресурс] // Концепт : научно-методический электронный журнал. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75045.htm (дата обращения: 31.03.2019).