Автор Тема: Гендерный аспект особенностей поведения в конфликте у подростков  (Прочитано 893 раз)

Бурдюгова А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Гендерный аспект особенностей поведения в конфликте у подростков
Бурдюгова А.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Власова Н.В.
Важным компонентом самосознания личности является гендерная идентичность, которая активно формируется в подростковый период. Подросток начинает осознавать себя как представителя определенного пола, выстраивает свою линию поведения и оценивает её в соответствии с общепринятыми стереотипами о «женском» и «мужском».
Гендерные роли представляют собой один из видов социальных ролей, которые отражают определенные ожидания и выражаются в поведении, а в аспекте культуры – содержатся в рамках определенной половой символики и стереотипах маскулинности и феминности (Клецина И.С., 2009).
Гендерная идентичность представляет собой отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как представителю определенного пола. Она вырабатывается индивидом в процессе взаимодействия его задатков социализации, в которой индивид играет активную роль. Он может как принимать, так и отвергать социальные роли и модели поведения, осознавая свою гендерную принадлежность, и в соответствии с ней формирует самосознание, уровень притязаний и т.д. (Бендас Т.В.,  2006;  Кон И.С., 2004). Все это может провоцировать межличностные и внутриличностные конфликты.
Под конфликтом, как социально-психологическим явлением, принято понимать резкое обострение противоречия, которое проявляется в непосредственном общении людей (Леонов Н.И., 2006). Ситуации установления новых взаимоотношений с окружающими, попытки завоевать эмоциональную независимость от родителей и педагогов нередко перерастают в конфликтные.
Важно обратить внимание на то, как подросток ведет себя в конфликтной ситуации – какие способы разрешения он склонен выбирать. При доминировании неконструктивных способов поведения в конфликте в межличностных отношениях с окружающими могут формироваться реакции, приводящие к неблагоприятным последствиям. Так, при склонности к избеганию  подросток может подвергаться издевательствам и насмешкам со стороны сверстников, а при склонности к соперничеству конфликты могут перетекать в ситуации, в которых иногда начинает применяться физическая сила.
Целью данного исследования является изучение связи гендерного аспекта и особенностей поведения в конфликте у подростков.
Основной гипотезой исследования послужило предположение о том, что в зависимости от гендерных особенностей подростки будут  по-разному вести себя в конфликтной ситуации.
Выборку исследования составили 76 подростов, учащихся 8 – 11 классов общеобразовательной школы, из них 42% девочек и 58% мальчиков.  Возрастной диапазон – 13-18 лет. В соответствии с возрастным фактором, мы поделили выборку на две группы: испытуемые старшего подросткового возраста и испытуемые младшего подросткового возраста. Группу старших подростков составили 44 человека, группу младших подростков – 32 человека.
Для изучения связи гендерного аспекта с особенностями поведения в конфликте в исследовании использовались следующие методики: «Полоролевой опросник» (С. Бэм) для определения степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик; «Поведение в конфликтной ситуации» (К. Томас и Р. Килманн, в адаптации Н.В. Гришиной) для определения ведущего типа поведения в конфликтной ситуации; «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев) для выявления склонности к конфликтности и агрессивности.
Для обработки данных использовались математические методы с использованием программы IBM SPSS Statistics 23: критерий H-Краскера Уоллиса,  критерий однородности Хи-квадрат для двух независимых выборок, корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты данного исследования. Распределение гендерных особенностей в группе старшего подросткового возраста:  у 24% подростков выражена маскулинность (маскулинный тип), у 21% подростков – феминность (феминный тип) и у 55% подростков относятся к андрогинному типу (одинаково выражена маскулинности и феминность).  Распределение гендерных особенностей в группе младшего подросткового возраста: у 15% подростков выражена маскулинность (маскулинный тип), у 30% подростков – феминность (феминный тип) и у 55% подростков относятся к андрогинному типу. Следовательно, можно отметить, что у подростков самым распространенным гендерным типом является андрогинный, который включает в себя баланс маскулинных и феминных черт.
Если говорить о распределении гендерных типов по полу в каждом возрастном периоде, получились следующие результаты.  Старший подростковый возраст: у 58% девочек выявлена склонность к андрогинному типу, у 28% - склонность к феминному типу, а у 6% - к маскулинному типу; 44% мальчиков имеют склонность к андрогинному типу, 33% - к маскулинному типу  и 19% к феминному типу.  Младший подростковый возраст: у 56% девочек выявлена склонность к андрогинному типу, у 31% - склонность к феминности, а у 13% - к маскулинности; 53% мальчиков имеют склонность к андрогинному типу, 18% - к маскулинности и 29% к феминности. Также статистически подтверждается, что нет значимых различий в распределении гендерных особенностей у мальчиков и девочек, как в старшем подростковом возрасте, так и в младшем. В соответствии с полученными данными, дальнейший анализ проводился по указанным гендерным типам в каждой возрастной группе. 
Корреляционный анализ гендерного аспекта особенностей поведения в конфликте показал следующее.
Подростки старшего и младшего подросткового возраста с выраженной феминностью (феминный тип) в меньшей степени склонны к выбору способа конфронтации (-0,463 при р<0,01), настаиванию на своих интересах в конфликтной ситуации, однако в большей степени у них проявляется склонность к приспособлению (0,468 при р<0,01) в конфликтной ситуации и проявлению бескомпромиссности (-0,404 при р<0,01). Это может объясняться тем, что характерными феминными особенностями для них являются «застенчивость», «умение уступать», «тихий голос», «заботящийся о других» и др. Данные черты могут обуславливать склонность к приспособлению, а также низкое проявление склонности к  противостоянию в конфликте.
В группе испытуемых младшего подросткового возраста было выявлено, что подростки с выраженной маскулинностью (маскулинный тип) в меньшей степени склонны в конфликтной ситуации   к выбору способа избегания, ухода (-0,421 при р<0,01) и к проявлению обидчивости (-0,314 при р<0,05), однако наиболее склонны к проявлениям подозрительности (0,427  при р<0,01).
Следовательно, гипотеза данного исследования, заключающая в том, что подростки в зависимости от гендерных особенностей будут по-разному вести себя в конфликтных ситуациях, подтверждается.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование конструктивных способов поведения в конфликте для мальчиков и девочек подросткового возраста, с учетом их гендерных особенностей.

Литература
1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб. : Питер, 2006. — 431 с.
2. Клецина, И.С. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. — СПб. : Питер, 2009. — 496 с.
3. Кон, И. С. Сексология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М. : Издательский центр ≪Академия≫, 2004. — 384 с.
4. Леонов, Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО ≪МОДЭК≫, 2006. — 232 с.