Автор Тема: Влияние народных игр на дезадаптивное поведение детей старшего дошкольного...  (Прочитано 970 раз)

Валевич А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Влияние народных игр на дезадаптивное поведение детей старшего дошкольного возраста
Валевич А.А.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет (г. Москва)
Научный руководитель - Чернушевич В.А.

Проблема дезадаптации все чаще отмечается воспитателями, педагогами, родителями и другими специалистами, которые работают с детьми (Литвиненко Н.В., Гасилина М.А., 2016). Особенно эта проблема актуальна и тревожна для детей дошкольного возраста, так как дошкольный возраст – один из самых важных периодов развития. Именно в нём закладывается базис личности, в том числе её способности к адаптации, нравственное развитие. Новый коррекционно-развивающий метод, разрабатываемый на базе фольклорной игры, может дать необходимый ресурс для работы с теми детьми дошкольного возраста, которые утратили способность успешной адаптации к условиям социальной среды, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является дезадаптивное поведение детей старшего дошкольного возраста. Предметом - влияние народных игр на дезадаптивное поведение старших дошкольников. Цель: определение влияния народных игр на дезадаптивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Адаптация – приспособление, т.е. приобретение новых для индивида способов существования в новой среде. Дезадаптация, в свою очередь, есть психическое состояние внутренних и внешних отношений, когда статус ребёнка не соответствует тем требованиям, которые выдвигает общество в новой социальной ситуации развития (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2001). Причинами несоответствия требованиям со стороны общества и малого набора актуальных способов существовать в той среде, где предъявляются данные требования, могут быть психологические факторы (где корень дезадаптации лежит во внутриличностных особенностях ребёнка), микросоциальные (корень в актуальной среде, где живет ребёнок, которая оказывает на него постоянное воздействие) и биологические факторы (ядро дезададаптации – врожденная или приобретенная патология нервной системы и ВПФ). В нашем исследовании предполагается работа с психической и социальной дезадаптацией ребёнка, так как народная игра, по нашим наблюдениям, оказывает наиболее благоприятное влияние именно на эти виды дезадаптации.
В качестве основных показателей дезадаптивного поведения было решено взять уровень тревожности, гиперактивности и агрессивного поведения, а также социометрический статус и уровень коммуникативных умений. Отклонения от нормы по этим показателям все чаще наблюдаются среди дошкольников и особенно ярко видны в народной игре. Высокий уровень каждого из показателей блокирует возможность ребенка  успешно усвоению адаптивных паттернов поведения, а, следовательно, и успешную адаптацию. Старший дошкольный возраст крайне важен для того, чтобы в будущем была сформирована здоровая гармоничная личность, которая достаточно легко сможет адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Для этого необходима особая социальная среда, где ребёнок сможет сформировать и развить собственные адаптивные возможности, нам кажется, что именно народная игра может стать этой социальной средой развития, обладающей всеми требованиями, для старших дошкольников.
Любая народная игра содержит в себе определенные модели поведения, ролевые модели, этические нормы и правила, она включает в себя весь опыт предыдущих поколений и обладает особыми элементами, которые оказывают значимое влияние: форма, правила, пение и слова, мелодия, ритм, особенности движения, выбор, роли (Теплова А.Б., Чернушевич В.А., 2019). Народная игра – безопасная среда, в которой транслируются различные жизненные ситуации, с переживаемыми сложными эмоциями и чувствами в них, а также конструктивные способы высвобождения внутренней энергии, эмоций и разрешения этих ситуаций с приобретением новых адаптивных возможностей.
Содержанием экспериментальной части работы стало проведение серии игровых программ: 12 занятий, по 1 занятию один раз в неделю, в течение 30-40 минут, с конца сентября по конец декабря 2019 года с участниками экспериментальной группы исследования. Для оценки результатов были выбраны следующие методики: Методика «Опросник поведения дошкольников» Казанцевой О.А., Сычева О.А., Тютеревой Т.А, «Капитан корабля» Смирновой О.Е., Холмогоровой В.М, методика Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, методика «Рукавички» Цукерман Г.А., Таблица наблюдения за ребёнком в игре. Базы данных были составлены в виде сводных таблиц в программе Excel, а статистическая обработка проводилась с помощью программы IBM SPSS Statistics.
Выборку исследования составили воспитанники детских садов, в количестве 197 детей, в возрасте 5-7 (средний возраст 6,1) лет, из них 115 детей вошли в экспериментальную группу и 82 ребёнка в контрольную группу.
На основе полученных результатов были сделаны следующие выводы, подтвердившие все гипотезы: была подтверждена гипотеза о том, что значительное число детей старшего дошкольного возраста имеют трудности в адаптации, дезадаптивное поведение. В нашем случае 79% из 100% детей экспериментальной группы и 45% детей контрольной группы, составивших выборку, имеют различные трудности (в т.ч. сочетанные). Подтвердилась гипотеза о том, что народные игры оказывают позитивное влияние на формирование адаптивного поведения, на снижение числа детей с дезадаптивным поведением. А именно, народные игры способствуют тенденции снижения проявлений тревожности, агрессии и гиперактивности, народные игры оказывают положительное влияние на социометрический статус ребёнка в группе (так 10 детей экспериментальной группы из 33 до игровых программ со статусом «игнорируемый» перешли в группу со статусом «дружба») и на уровень коммуникативных умений старших дошкольников (9 детей из 30 с низким уровнем коммуникативных умений перешли в группы детей с высоким и средним уровнем, в контрольной группе положительной динамики не наблюдалось)
При этом при оценке результатов важно заметить, что чистое время занятий составило 4 часа за весь период наблюдения в месяц в среднем, что достаточно мало. Вероятно, при большем количестве часов игровых занятий была бы большая положительная динамика.
Результаты экспериментальной работы открывают для нас реальные коррекционно-развивающие возможности народной игры. Возможно, если включить в сеансы народной игры родителей детей, то динамика будет еще значительней (дети и родители переносят игровой опыт в другие ситуации детско-родительского окружения - семью, дворовые площадки, праздничные ситуации). Так мы расширяем влияние игрового социо-культурного средового фактора на ценности и поведенческие паттерны, демонстрируемые взрослыми, устанавливаем более понимающие и доверительные отношения между ними. Это может оказать значительное влияние на адаптацию детей к новым условиям и дать родителям новый ресурс к развитию адаптационных способностей детей. Также нам хотелось бы передать народную игру воспитателям, так как они оказывают значимое влияние на детей, которые проводят большую часть времени в ДОУ. Опыт общения с воспитателями показал, что, несмотря на желание использовать игровую практику, воспитатели испытывают серьезные трудности в овладении игровым поведением. Эти направление работы планируется развивать в будущем.
Литература
1.   Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров,  М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 33-34.
2.   Литвиненко Н.В., Гасилина М.А. Тревожность и агрессия как показатели проявлений дезадаптации детей 6 -7 лет к образовательной среде дошкольной организации / Н.В. Литвиненко, М.А. Гасилина // Интернет - журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3
3.   Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования). [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019(9). № 3. С. 296-309.