Автор Тема: Связь уровня социальной фрустрированности и склонности к отклоняющемуся...  (Прочитано 694 раз)

Гревцева П.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Связь уровня социальной фрустрированности и склонности к отклоняющемуся поведению в юношеском возрасте

Гревцева П.М.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель – Дегтярев А.В.

Социальным условиям отводится важная роль как факторам, непосредственно влияющим на качество жизни личности. Проблемы, возникающие в данной сфере, в психологии принято называть социальной фрустрированностью.
Данный феномен передает эмоциональное отношение человека к занятым в обществе позициям. При оценке своих достижений в различных сферах, человек может испытывать некоторый уровень удовлетворенности или неудовлетворенности, однако данные переживания могут иметь противоположные внешние проявления.
Л.И. Вассерман и Е.А. Трифонова определяют социальную фрустрированность как «специфический комплекс переживаний и отношений личности, возникающий в ответ на действие фрустрирующих факторов» (Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., 2012).
Длительное воздействие подобных факторов отрицательно влияет на адаптивные механизмы личности. Отмеченные выше обстоятельства оказывают прямое влияние на качество жизни каждой отдельной личности. Отсюда возникает необходимость в изучении и диагностике уровня социальной фрустрированности.
Юность является решающим возрастом для формирования мировоззрения, основное место в процессе развития которого занимает решение коренных социально-нравственных проблем, касающихся смысла жизни. Поиски ответов на данные вопросы воплощаются в жизненных планах, включающих в себя самоопределение, стиле жизни, уровне притязаний и пр. В этот период юноши стремятся к идентификации. Отсюда появляется повышенный риск социальной фрустрированности (Абрамова Г.С., 2012). В рамках данного вопроса нас заинтересовала проблема влияния социальной фрустрированности на отклоняющееся поведение в юношеском возрасте.
Цель исследования – выявление наличия и характера связи уровня социальной фрустрированности и отклоняющегося поведения в юношеском возрасте.
Было выдвинуто предположение, что существует связь между уровнем социальной фрустрированности и склонностью к отклоняющемуся поведению в юношеском возрасте.
В ходе проведения исследования использовались следующие методики: «Уровень социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева и М.А. Беребина, «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), опросник уровня агрессивности Басса–Перри, тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич), опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой.
В исследовании приняли участие юноши и девушки от 18 до 25 лет в количестве 45 человек, из них – 28 девушек и 17 юношей.
Результаты и обсуждение
В ходе первого этапа исследования было выявлено, что большинство опрошенных юношей и девушек имеют низкий уровень социальной фрустрированности. Это означает, что значительная часть испытуемых, в целом, удовлетворены своим социальным и материально-экономическим положением, взаимоотношениями с родными и близкими людьми, с ближайшим окружением, своим здоровьем и работоспособностью.
Количественные измерения уровня склонности испытуемых к различным проявлениям отклоняющегося поведения свидетельствуют, что несмотря на низкий уровень социальной фрустрированности по группе испытуемых, респонденты склонны к проявлениям аддиктивного и делинквентного поведения.
Далее, было проведено деление выборки на две группы. Основанием для подобного деления послужили данные, полученные по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла, а именно, результаты по шкале «Склонность к аддиктивному поведению». Среднее значение по шкале в группе испытуемых превышает статистическую норму, при этом у 21 испытуемого наблюдается средний или пониженный уровень склонности к аддиктивному поведению, а у 24 – уровень выше среднего по группе. Испытуемые были разделены на группы с пониженной и повышенной склонностью к аддиктивному поведению.  В группе испытуемых с повышенной склонностью к аддиктивному поведению отмечался также повышенный процент испытуемых, отнесенных к неопределенному уровню социальной фрустрированности.
Был проведен статистический анализ данных, полученных в каждой из групп респондентов, с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Он позволил сделать вывод об отсутствии прямой или обратной связи между уровнем социальной фрустрированности и склонностью к отклоняющемуся поведению в группе испытуемых с пониженным уровнем склонности к аддиктивному поведению.
В группе испытуемых с повышенным уровнем склонности к аддиктивному поведению обнаруживается средняя прямая связь уровня социальной фрустрированности со склонностью к преодолению правил и норм (0,42), аддиктивному поведению (0,48), самоповреждающему поведению (0,43), волевым контролем эмоциональных реакций (0,59), индексом агрессии (0,43) и аффективностью (0,43).
Таким образом, данная группа испытуемых склона к проявлению ненаправленной агрессии, использованию физической силы против других лиц, при малейшем возбуждении склонны проявлять готовность к проявлению негативных чувств. Также в этой группе испытуемых наблюдается доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации, в крайнем варианте реакция на психотравмирующую ситуацию проявляется в блокаде интеллекта.
Опираясь на полученные результаты, можно предположить, что испытуемые, которые в большей степени неудовлетворены какими-либо сферами своей жизни, по причине ослабления механизмов социальной адаптации склонны «уходить» от решения возникающих проблем, им свойственны эмоционально-негативные реакции, контролирующие их поведение, возникновение аддикций и желаний к причинению физического вреда самому себе, а также подобные респонденты склонны преодолевать правила и нормы, которые, возможно, являются барьерами на пути к полной удовлетворенности своими жизненными позициями.
Результаты проведенного диагностического исследования частично подтвердили гипотезу о том, что существует связь между уровнем социальной фрустрированности и склонностью к отклоняющемуся поведению в юношеском возрасте, так как подобная связь статистически подтвердилась только в группе испытуемых с повышенной склонностью к аддиктивному поведению.
Основываясь на полученных результатах, можно заключить, что оказание психологической помощи лицам юношеского возраста с умеренным и повышенным уровнем социальной фрустрированности должно быть направлено на снижение склонности к аддиктивному и агрессивному поведению, в том числе аутоагрессивному, а также на развитие навыков стрессоустойчивости и контроля эмоциональных реакций. При проведении подобной работы важно учитывать имеющиеся личностные ресурсы у каждого юноши и девушки.
Обнаружение повышенной склонности к аддиктивному поведению при низком уровне социальной фрустрированности в юношеском возрасте открывает перспективы для дальнейшего исследования данной темы. Неразрешенными остаются вопросы о возникновении склонности к аддиктивному поведению, которая сильно выражена именно в юношестве. Интересным также остается вопрос о значении гендерного аспекта при изучении связи уровня социальной фрустрированности со склонностью к отклоняющемуся поведению в юношеском возрасте.
Изучение данных вопросов в дальнейшем может послужить теоретической основой разработки действенных профилактических мер, направленных на снижение возникновения склонности к агрессивным, аддиктивным и делинквентным формам поведения среди современных юношей и девушек.

Литература
1.   Абрамова, Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2.   Вассерман, Л.И. Трифонова, Е.А., Социально-психологические факторы в формировании сферы здоровья личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - №,3 2012. С. – 3 - 8.