Автор Тема: Особенности правосознания в юношеском возрасте  (Прочитано 836 раз)

Добрякова А.Р.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности правосознания в юношеском возрасте

Добрякова А. Р.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель - Богданович Н. В.

На современном этапе развития общества идут дискуссии насчет того, имеет ли наша молодежь собственную активную правовую позицию, которую отстаивает в различных формах, или преобладают пассивные настроения, и молодые люди не имеют собственного мнения даже по поводу острых социальных проблем, что говорит нам об актуальности изучения уровня правосознания молодежи и понимания его структуры с учетом возрастных особенностей для наиболее эффективного разрешения этого вопроса и развития правового общества в России.
Можно назвать раннюю и позднюю юность сензитивными для формирования правосознания. Этот возрастной период наполняет до этого чисто теоретические знания в сфере права личностными смыслами, ценностями, личным опытом. Находясь в положении нестабильного социального статуса, некой “маргинальности” молодые люди склонны отвергать существующие порядки, воспринимать сложившиеся нормы как устаревших и не могущие в полной мере удовлетворить их потребности в самоопределении и самовыражении. В ранней юности небольшой жизненный опыт, может препятствовать анализу и прогнозу правовых последствий своих действий в социуме. Недостаток осведомленности в правовом контексте может приводить к совершению правонарушений, которые молодыми людьми не расцениваются как таковые, и это повышает риск противодействия правоохранительным органам, усиливает непонимание и конфронтацию с правовой системой.
Целью нашего исследования было выявить особенности правосознания в младшем и старшем юношеском возрасте. Также мы считаем важным рассмотреть особенности восприятия справедливости и правовой активности. Представляя собой особую ценность в человеческих взаимоотношениях, справедливость выступает регулятором поведения и непосредственно накладывает отпечаток на оценочное восприятие права. Правовая активность личности непосредственно отражает  поведенческий компонент правосознания.
Методологической основой для исследования послужили теоретические и эмпирические работы таких авторов как: А. Р. Ратинов, О. А. Гулевич,  Дж. Тапп , Ф. Левин, С. Московиси,  Е. О. Голынчик, М . Шмидт, А. В. Петровский, К. А. Абульханова-Славская.
Выборку составили 60 респондентов:
•   30  - студенты московских вузов в возрасте 18-23 лет;
•   30 - учащиеся московских школ в возрасте 15-17 лет
Нами были использованы следующие методики:
1.   Спонтанные ассоциации к предложенным понятиям и Незаконченные предложения использовались для выявления обыденных социальных представлений о законе, правоохранительных органах, правонарушении, преступлении и справедливости.
2.   Опросник “Чувствительность к справедливости” М. Шмитта. Данная методика позволила рассмотреть чувствительность к справедливости в зависимости от ролей, занимаемых человеком в ситуации несправедливости.
3.   Опросник Дж. Тапп и Ф. Левина был использован нами для определения уровня правового развития.
4.   Цветовой тест отношений способствовал выявлению того, с какими понятиями у респондентов объединяются понятия из правовой сферы, и формируют наиболее близкие связи.
5.   Для исследования правовой активности нами были использованы проективные ситуации.
Выявленные особенности правосознания, такие, как преимущественно критическая оценка работы правоохранительных органов и судебной системы (превышение ими полномочий, неэффективность, коррумпированность); восприятие существующих законов как несправедливых, формальных, требующих изменений; неравенство людей перед законом  во многом согласуются с международными исследованиями (Гулевич О. А., Голынчик Е. О.,  2003) , и скорее являются культурально обусловленными.
В обеих возрастных группах доминирует уровень правового развития  правоподдержание (согласно модели Тапп/Левина). Иными словами, респонденты полагают, что следование законам необходимо для поддержания общественного порядка. Возможность нарушения закона, противоречащего моральным принципам (как всеобщим, так и лично каждого человека) допускает более половины респондентов старшего юношеского возраста (в младшем юношеском возрасте только треть).
Понятие «Справедливость» чаще ассоциируется со словами «Честность», «Равенство», «Правда». Справедливый закон характеризуется как работающий по отношению ко всем одинаково, равно учитывающий потребности, интересы, права всех людей и особенности ситуации.
  При анализе проективных ситуаций нами было сформулировано предположение, что поведение индивида (касающееся вмешательства в ситуацию нарушению закона, то есть правовая активность) зависит от двух параметров: тяжести/легкости совершаемого правонарушения; близости отношений между  совершающим их человеком и самим респондентом.
Действительно, было выявлено, что количество активных действий в обеих возрастных группах возрастает:
   в ситуациях, когда являются свидетелями нарушения прав знакомого человека (даже если ситуация небезопасна).
   в ситуациях, предполагающих серьезные последствия для пострадавшего (даже незнакомого)
   в ситуациях, когда легкое правонарушение совершает знакомый респонденту человек, чаще возникают попытки пресечь его действия (совершение аналогичных действий незнакомцем игнорируется)
   в ситуации, предполагающей нарушение своих прав органами правопорядка, - больше половины намерены отстаивать свои права в вышестоящих инстанциях ради привлечения виновника к ответственности.
   в ситуации, когда есть возможность незначительно нарушить закон, чтобы помочь другу (незнакомцу, наоборот, откажут).
Количество активных действий снижается:
   если респонденты являются свидетелями преступления, совершенного знакомым, препятствие его действиям, встречается реже; большинство упоминали серьезный разговор с другом и как своеобразную санкцию - прекращение общения.
Небольшое количество испытуемых высказалось за активные действия, направленные на изменение несправедливого закона, так как большинство полагает свое вмешательство бесполезным и ничего не решающим в современных реалиях.
В целом, можно отметить, что для младшего юношеского возраста (15-17 лет) характерно более «шаблонное» смысловое наполнение правовых терминов, формальные характеристики. Возможно, это связано с тем, что в этом возрастном периоде ценностно-смысловая сфера находится еще в процессе формирования и вследствие небольшого жизненного опыта правовая сфера воспринимает отдаленно, как нечто чужое и непонятное (тем более индивиды еще ограничены в выражении своих гражданских прав по причине несовершеннолетия). Старший юношеский возраст более ориентирован на проявление правовой активности, так как имеет для этого больше возможностей.
Литература
1.   Гулевич О. А. , Голынчик Е. О., Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. - Москва: Международное общество им. Л. С. Выготского, 2003. — 270 с.