Автор Тема: Развитие эмпатии у юношей и девушек посредством развития коммуникативной...  (Прочитано 715 раз)

Швабауэр А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Развитие эмпатии у юношей и девушек посредством развития коммуникативной компетентности

Швабауэр А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Богданович Н.В.

Актуальность
Вся наша жизнь построена на общении. Общение есть необходимость, без которой личность не может сформироваться: оно необходимо для формирования психических функций, процессов и свойств человека. Общение направлено на совместную деятельность людей, без которой невозможно существование. Для эффективного общения люди обучаются новым навыкам, которые входят в понятие коммуникативной компетентности.
Развитие коммуникативных навыков имеет высокую степень важности в любом возрасте, начиная с самого раннего. Важно отметить, что особое внимание им уделяется в подростковом и юношеском возрасте, когда общение становится ведущим видом деятельности. Недостаточное развитие коммуникативной компетентности приводит к трудностям в общении, что приводит к развитию комплексов, чувства ненужности и одиночества. Кроме того, юношеский возраст — это переход во взрослую жизнь, где данные навыки необходимы для эффективного профессионального общения, а также для установления дружеских взаимоотношений и создания семьи.
Формирование коммуникативной компетентности особенно важно для юношеского возраста, так как именно в эти годы молодые люди получают профессию в разных учебных заведениях, после чего пойдут работать по специальности. Не существует таких направлений, где людям бы не пригодилось общение: все устраиваются на работу, где проходят собеседования; общаются с коллегами; многие профессии подразумевают общение с людьми, например в профессиях человек-человек. Также в данном возрасте меняется социальная ситуация развития - переход к самостоятельности. Именно здесь необходимо иметь навыки общения для эффективного перехода в самостоятельную жизнь.
Источниками коммуникативной компетентности являются как личностные свойства, так и внешняя среда: воспитание, жизненный опыт, методы обучения. Для более глубокого формирования коммуникативной компетентности необходимы специальная работа и психологические условия. Многие авторы отмечают, что в период юношества наиболее эффективным методом развития компетентности является социально-психологический тренинг.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью коммуникативной компетентности у юношей и девушек, в связи с переходом на новый жизненный этап.
Материалы и методы исследования
Выборку по данному исследования составили 2 группы. В первой группе (экспериментальной) 17 человек юношеского возраста: 11 девушек, 6 юношей; все студенты высших учебных заведений в возрасте 18-20 лет. Во второй группе (контрольной) также 17 человек юношеского возраста: 11 девушек, 6 юношей; все также студенты вузов в возрасте 18-20 лет.
В исследовании использовались следующие методики:
1.Тест эмпатии И.М. Юсупова.
2.Тест “Коммуникативная компетентность”.
3.Тест межличностных отношений Т. Лири.
4.Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения “ДАП-П”.
Методы:
1.Теоретический анализ литературы по темам.
2.Формирующий эксперимент.
3.Психодиагностические методы.
4.Математический анализ эмпирических данных.
Ход исследования
Исследование проводилось в три этапа:
1. Входная диагностика (у экспериментальной и контрольной групп).
2. Тренинг (у экспериментальной группы.)
3. Выходная диагностика (у экспериментальной и контрольной групп).
Тренинговая программа на развитие коммуникативной компетентности состояла из 9 встреч, каждая из которых имела свои цели и задачи. Тренинги проходили раз в неделю в течение трех месяцев, каждый их которых длился около двух с половиной часов.
За время прохождения тренинговой программы участники смогли ознакомиться с понятиями коммуникативная компетентность, эмпатия, рефлексия. А также обрели следующие навыки:
1. Развитость устной речи;
2. Владение коммуникативными тактиками и стратегиями;
3. Умение анализировать внешние сигналы (мимика, интонации);
4. Ассертивность;
5. Умение налаживать контакт с малознакомыми людьми;
6. Умение давать и получать обратную связь;
7. Владение тактиками при разрешении конфликтов.
Результаты и обсуждение
После проведения повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группах спустя три месяца, были получены следующие результаты:
1. Значимых различий входной и выходной диагностики в контрольной группе по методикам нет, что может свидетельствовать о незначительных изменениях в сферах коммуникативной компетентности, эмпатии и отклоняющегося поведения.
2. По результатам входной и выходной диагностик в экспериментальной группе есть значимые различия по методике «Коммуникативная компетентность», что говорит о значительном росте коммуникативных навыков.
3. Значимые результаты есть также между экспериментальной и контрольной группами в выходной диагностике по уровню развития коммуникативной компетентности. В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, виден рост данного параметра.
4. Также по результатам методики «Тест межличностных отношений Т. Лири» можно говорить о росте показателя «ДР1» в экспериментальной группе, который описывает способ преодоления конфликтных ситуаций. До проведенного тренинга результаты в группе говорили, что большинство участников прибегает именно к агрессивному, конфликтному способу взаимодействия с людьми. Однако после проведенной тренинговой программы результаты изменились: большая часть участников использует дружелюбное решение конфликтов, то есть поиск компромиссов. Также было замечено снижение общего уровня агрессивности по группе.
5. Также по результатам тренинга снизились показатели девиантного поведения в экспериментальной группе, в частности по шкалам «аддиктивное поведение», «делинквентное поведение» и «суицидальный риск».
6. Как один из основных механизмов тренинга, в экспериментальной группе повысился общий уровень эмпатии по методике «Тест эмпатии И.М. Юсупова»
Выводы
1. По итогам проведения тренинговой программы, средний показатель по коммуникативной компетентности вырос, 47% испытуемых в экспериментальной группе демонстрируют высокий уровень данного показателя.
2. Также по итогам тренинга можно констатировать рост среднего значения эмпатии по экспериментальной группе.
3. В результате проведенной работы снизился общий показатель девиантного поведения в экспериментальной группе, в частности аддиктивного и делинкветного поведения. Значительно снизилось значение суицидального риска в группе.
4. Полученные результаты подтверждаются снижением уровня агрессивности и эгоизма, однако показатели дружелюбия и альтруизма имеют положительную динамику. Также показатель дружелюбия, описывающий форму межличностного взаимодействия, изменился с конфликтно-агрессивного взаимодействия на дружелюбное.