Автор Тема: Влияние социально-психологического тренинга на уровень тревожности...  (Прочитано 931 раз)

Ефимочкина К.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Влияние социально-психологического тренинга на уровень тревожности и совладающее поведение в старшем подростковом возрасте

Ефимочкина К.М.
Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет (г. Москва)
Научный руководитель - Дегтярёв А.В.

   По словам И.В. Фокиной, проблема экзаменационной̆ тревожности стала наиболее актуальной̆ для нашего времени, что связано с переходом 1 января 2009 года единого государственного экзамена в штатный̆ режим. Автор утверждает, что новая форма сдачи экзаменов способствует увеличению стрессов, тревоги, эмоциональных срывов, страха перед сдачей̆ единого государственного экзамена. Старшеклассники находятся в постоянном напряжении, психологической перегрузке перед предстоящим контролем знаний, ведь на этих результатах будет основываться получение аттестата, дальнейшее поступление в вуз, социальное одобрение (Фокина И.В., 2014).
Согласно результатам исследования, проведенного И.Г. Крохиной и К.Р. Сидоровым, основными причинами школьной тревожности являются учебная нагрузка (объем домашней работы и количество учебных занятий в день), сложный материал для изучения, проверка знаний в различных формах (в т.ч. экзамены). Наиболее стрессогенным для учеников является фактор экзаменационной проверки знаний (Сидоров К.Р., Крохина И.Г., 2013).
   Е.П. Ильин говорит об экзаменационном стрессе как о частной форме стресса психического, который является психотравмирующим фактором и может предварять экзаменационные неврозы (Ильин Е.П., 2011).
   Высокий уровень стресса присутствует не только не только в подростковом возрасте и связан не только с экзаменационным периодом. По мнению Р. Сапольски, стресс сопровождает нас всюду. «С точки зрения эволюции животного мира постоянный психологический стресс – это недавнее изобретение, и он главным образом характерен для людей и других социальных приматов. Кроме того, мы можем испытывать очень сильные эмоции, провоцирующие соответствующее возбуждение в теле (в т.ч. чувство тревоги и стресса) исключительно на основании собственных мыслей» (Сапольски Р., 2019).
   Иными словами, психологический стресс стал нормой для современного человека, а вот способы его эффективного и «беспоследственного» переживания еще не освоены и не являются нашей ежедневной привычкой. Для старшеклассников тревога и стресс стали бессменными спутниками, но их копинг-стратегии сформированы еще недостаточно. Совершенно логичным выходом из сложившейся ситуации является детальное изучение феноменов тревожности, стресса и стресс-совладающего поведения, а также обучение подростков навыкам эмоциональной регуляции и копинг-стратегий, например, в форме социально-психологического тренинга.
   Целью исследования является анализ влияния социально-психологического тренинга на уровень тревожности и совладающее поведение в старшем подростковом возрасте.
   Гипотезой исследования выступает предположение о том, что социально-психологический тренинг способствует нормализации уровня ситуативной тревожности.
   В соответствии с поставленной целью и гипотезами исследования были проведены формирующий эксперимент, психодиагностические замеры и последующий анализ полученных эмпирических данных.
   Формирующий эксперимент был организован в форме групповой тренинговой работы, адаптированной под возможность реализации в условиях общеобразовательного процесса. Тренинговая программа была рассчитана на 9 часов, занятия проходили один раз в неделю, в течение 9 недель. Каждое занятие было продолжительностью в 1 час. Диагностическое исследование было проведено до начала и после окончания тренинговой программы как с экспериментальной, так и с контрольной группами
В ходе тренинговых занятий подросткам предлагалось освоить различные психологические техники и подходы: техники релаксации, техники телесно-ориентированного консультирования, дыхательные методы, применимые для различных стрессовых ситуаций, а также некоторые техники арт-терапии, помогающие стабилизировать эмоциональное состояние, и отдельно демонстрировалась техника прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона.
Анализ результатов исследования был разделен на количественный и качественный. Количественный анализ состоял из выявления значимых различий между выборками и проводился с использованием t-критерия Стьюдента для несвязных выборок для уровня значимости 0,05. Качественный анализ основывался на наблюдении за участниками тренинга и изменениями их эмоционального состояния в ходе и по завершению тренинговой программы.
Статистический анализ результатов исследования позволяет говорить о значимых отличиях только в уровне ситуативной тревожности у экспериментальной и контрольной групп. Уровень ситуативной тревожности в экспериментальной группе до тренингов значимо выше, чем после тренинговой программы. Кроме того, согласно нормативам методики Спилбергера-Ханина, средние показатели СТ в экспериментальной группе в 1 замере относятся к высокому уровню, а во 2 - к умеренному. Социально-психологический тренинг даже в условиях общеобразовательного процесса способствует повышению уровня стрессоустойчивости и нормализации уровня ситуативной тревожности.
Также были отмечены интересные изменения, к которым не чувствительны статистические критерии. Например, можно говорить о наличии тенденции к уменьшению использования стратегии «избегание» и об увеличении использования стратегии «решение проблем» в экспериментальной группе после прохождения тренинговой программы.
Данные результаты подтверждают гипотезу исследования, – психологический тренинг способствует снижению уровня ситуативной тревожности через развитие различных психологических ресурсов совладания в старшем подростковом возрасте.
   Качественные наблюдения за динамикой экспериментальной группы в течение всего периода взаимодействия показали следующее. Первоначально участники экспериментальной группы не имели четких представлений о проблеме стресса и тревожности, а по завершению программы уровень осведомленности в данной области значительно вырос. Двое участников смогли предложить собственные способы преодоления тревоги и стресса, сконструированные на основе изученного материала, а также участники экспериментальной группы в конце тренинговой программы легко самостоятельно составили список рекомендаций по самопомощи при тревожных и стрессовых состояниях для дальнейшего использования. Участники тренинговой программы отмечали, что стали лучше распознавать и дифференцировать свое тревожное состояние, относиться к нему более внимательно и применяли уже изученные способы нормализации эмоционального состояния. Школьный психолог также отмечал улучшение в общем состоянии класса во время и после завершения программы.
   Уместно также пофантазировать о перспективах развития темы. По нашему мнению, разработка и внедрение психологических программ и тренингов, направленных на развитие у учащихся так называемых «soft skills», - перспективное и востребованное направление деятельности. Темп жизни ускоряется, информационный поток увеличивается, учебная нагрузка (особенно в старшей школе) увеличивается, требования к старшеклассникам растут, поэтому возможность развивать дополнительные навыки у школьников имеет высокую практическую значимость и актуальность.
Таким образом, можно сказать, что у современной школы есть запрос на работу с тревогой и стрессом, связанными с экзаменационным периодом, но вопрос разработки и внедрения новых технологий работы с экзаменационной тревожностью и стрессом остается открытым. Разработанная нами тренинговая программа показала свою эффективность и может быть инструментом для работы в образовательном учреждении.

Литература
1.   Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2011. С. 22–46.
2.   Сапольски Р. Психология стресса. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2019. — 480 с.
3.   Сидоров К.Р., Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. 2013.  № 1. С. 42–51.
4.   Фокина И.В. Специфика профилактической работы психолога с эк-заменационной тревожностью у старшеклассников в условиях общеобра-зовательной школы // Перспективы Науки и Образования. — 2014. — № 10. — С. 106-110.

Каськова К.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте! Меня очень заинтересовал этот момент :"Также были отмечены интересные изменения, к которым не чувствительны статистические критерии. Например, можно говорить о наличии тенденции к уменьшению использования стратегии «избегание» и об увеличении использования стратегии «решение проблем» в экспериментальной группе после прохождения тренинговой программы." Эти изменения проявлялись вне тренинговых занятий? Можете описать на конкретных примерах?
Заранее, спасибо.