Автор Тема: Особенности гендерной идентичности и установок у старших сестёр в юношеском...  (Прочитано 775 раз)

Филимонова А.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности гендерной идентичности и установок у старших сестёр в юношеском возрасте

Филимонова А.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Богданович Н.В.

Актуальность. Девушки, занимающие в родительской семье положение старшей сёстры, часто оказываются привлечены к заботе о младших детях, что может способствовать развитию материнских качеств, которые лежат в основе традиционных представлений о женщинах. Тем не менее, существуют данные, что у старших сёстрах зачастую имеют проблемы в устройстве личной жизни, долго не создают собственную семью, часто наблюдаются проблемы с зачатием или поздней беременностью, отдавая предпочтение развитию в профессиональной сфере. Такая неоднозначная картина вызывает интерес к исследованию особенностей установок и гендерной идентичности старших сестёр. Гендерная идентичность и установки находят своё отражение во взаимодействии личности с социальной средой и оказывающих детерминирующее воздействие на поведение человека, играют важную роль в процессе адаптации и саморегуляции. Выраженность определённых установок и дисбаланс структуры гендерной идентичности в ряде литературных источников признаются факторами возникновения девиантного и криминального поведения.
Основной гипотезой данного исследования является предположение о том, что существуют значимые различия в особенностях гендерной идентичности и установок между старшими сёстрами и девушками с иным положением в семье.
В целях уточнения основной гипотезы были выдвинуты следующие дополнительные гипотезы:
1. Старшим сёстрам в большей мере, чем девушкам с иным положением в семье, свойственна маскулинность.
2. Существуют различия между установками старших сестёр и установками девушек с иным положением в семье.
2.1. Старшим сёстрам в большей мере, чем девушкам с иным положением в семье, свойственна выраженность таких установок как долженствование в отношении себя и долженствование в отношении других
2.2. Старшим сёстрам в большей мере, чем девушкам с иным положением в семье, свойственна установка на власть.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 173 девушки в возрасте от 16 до 21 года: 73 старшие сестры (из них 29 с младшей сестрой, 29 с младшим братом, 15 с младшим братом и младшей сестрой), 52 младшие сестры, 18 средних сестёр, 30 девушек, являющимися единственными детьми в семье.
Были использованы следующие методики:
1.   Методика «МиФ» (в модификации Н. В. Дворянчикова) (Дворянчиков Н.В., 2011);
2.   Методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем (Павленко-Беспанская Е. Д., 2013);
3.   Методика диагностики иррациональных установок. Тест Альберта Эллиса;
4.   Методика «Диагностика социально-психологических установок личности» О.Ф. Потёмкиной. (Райгородский Д. Я., 2001);
Были использованы следующие методы:
1.   Анализ литературы по проблеме исследования;
2.   Психодиагностический метод (интернет-тестирование);
3.   Методы математической статистике (Критерий Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляции Спирмена, критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса);
4.   Обработка результатов исследования проводилась в программном обеспечении SPSS Statistics Version 22.
Результаты исследования
Согласно полученным результатам, у старших сестёр маскулинные качества преобладают над над фемининными, наблюдается маскулинный тип гендерной идентичности. Были обнаружены значимые различия по показателям «Маскулинность» (a=0,001<0,01) и «Я-реальное (Маскулинное)» (a=0,000<0,01) между старшими сёстрами и . Можно предположить, что с появлением в семье второго ребёнка, старшие сёстры, до этого не имеющие конкурентов в получении внимания родителей, сталкиваются с тем, что начинают проигрывать младшему ребёнку в борьбе за родительские ресурсы, поскольку он в силу своих возможностей требует больше заботы и внимания родителей (Адлер А., 1998). Тогда, наиболее адаптивным вариантом поведения для старшей сестры является поиск компенсации за пределами семьи, потому для старшего ребёнка зачастую оказывается характерным отдаление от семьи, демонстрация своей самостоятельности и независимости. В то же время может наблюдаться стремление вернуть к себе внимание родителей, и поскольку родители сами зачастую хвалят старшего ребёнка за те успехи и умения, которые младшему ещё не доступны в силу возраста, у первенца может наблюдаться стремление к достижениям. Таким образом, положение, которое старшие сёстры занимают в семейной системе, обуславливает как формирование качеств, так и преобладание их в представлении о себе, которые традиционно считаются мужскими. Дополнительно было выявлено, что у девушек, занимающих положение единственных детей в семье и младших сестёр, преобладают фемининные качества и наблюдается фемининный тип гендерной идентичности. Результаты в отношении средних сестёр неоднозначны, можно предположить, что у них преобладает андрогинный тип гендерной идентичности с преобладанием фемининных качеств.
Не было выявлено влияния положения, занимаемого девушками в семье, на выраженность иррациональных установок личности.
Полученные результаты свидетельствуют о преобладании у старших сестёр, в сравнении с девушками с иным положением в семье, таких социально-психологических установок, как установки на: процесс, власть, деньги, эгоизм. Также были получены значимые различия по показателю «Власть» при сравнении группы старших сестёр с девушками с иным положением в семье (а=0,012<0,05). Можно предположить, что тяжёлые переживания первенца утраты власти с появлением второго ребёнка, обуславливают ценность власти и побуждают в дальнейшем с большей чуткостью и осторожностью оценивать ситуацию с точки зрения возможных последствий лично для себя.
Объяснение большей ориентации на процесс, а не результат деятельности можно увидеть в наличии периода, когда старшая сестра был единственным ребёнком в семье и родители могли уделять его развитию больше времени, что поспособствовало развитию интереса к самостоятельной познавательной деятельности. При этом стремление старшей сестры к самостоятельности и независимости может влиять не только на большую увлечённость своей деятельностью, но и способствует облегчению переживания давления  родительских ожиданий. Как показывает анализ жизненных условий старших детей, то во многих случаях при появлении младших сиблингов, они лишаются возможности удовлетворения некоторых потребностей, что может обуславливать особую значимость денег как способа или средства для удовлетворения собственных потребностей во взрослой жизни. Кроме того, деньги выступают атрибутами взрослости, независимости и влияния, что отвечает интересам старших сестёр. Дополнительно было выявлено преобладание у средних сестёр, в сравнении с девушками с иным положением в семье, ориентации на результат и свободу. А также преобладание у младших сестёр, в сравнении с девушками с иным положением в семье,  ориентации на альтруизм и труд.
 Полученные результаты частично подтверждают существование различий в особенностях гендерной идентичности и установок между старшими сёстрами и девушками с иным положением в семье, и позволяют наметить перспективы дальнейшего развития исследовательской работы по данной тематике. Наибольший интерес в этом отношении приобретает изучение особенностей привязанности, детско-родительских отношений и представлений о материнстве и детях, в том числе под влиянием беременности и опыта материнства, в зависимости от сиблинговой позиции, в частности, у старших сиблингов.
Литература
1.   Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов: пер. С англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 448 с.
2.   Дворянчиков Н.В. Половое самосознание и методы его диагностики: учебное пособие / Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов, Д.К. Саламова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 216 с.
3.   Павленко-Беспанская Е. Д. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности: метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / Минск : БГУ, 2013.
4.   Райгородский Д. Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.