Автор Тема: Связь мотивации достижения успеха, мотивации избегания неудач и личностной...  (Прочитано 777 раз)

Тюмина Н.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Связь мотивации достижения успеха, мотивации избегания неудач и личностной тревожности у студентов вузов

Тюмина Н.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Бусарова О.Р.

Личностная мотивация и тревожность оказывает огромное влияние на продуктивность учебной деятельности. Проблема высокой тревожности актуальна на сегодняшний день, ведь от нее напрямую зависит успеваемость учащихся как школьников, так и учащихся высших учебных заведений. Недавние школьники сталкиваются с рядом трудностей, поступая в институты, это и новый коллектив, и новые преподаватели, и требования. Таким образом, можно сказать, что у многих студентов может значительно подняться уровень тревожность. Поэтому очень важно изучить данный вопрос, ведь для подростков и юношей мотивация является ведущим компонентом, а значит и мотивы, побуждающие ее, должны иметь огромное значение. Под тревожностью здесь мы понимаем как постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях (Немов Р.С., 1994).
Объектом исследования являются личностные особенности у студентов вузов. Предметом  - связь личностной тревожности, мотивации достижения успеха и избегания неудач учащихся высших учебных заведений. Целью является изучение связи личностной тревожности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у студентов высших учебных заведений.
Мотивация достижения успеха является  одним из видов мотивации, который определяет инициативное отношение человека к выполняемой работе. Проявляется в стремлении прилагать усилия и добиваться конечного результата в собственных действиях. У студентов в юношеском возрасте появляется способность взвешивать внешние и внутренние обстоятельства и принимать осознанные решения, именно в этом возрасте важную роль играет мотивация (Кручинин В.А., Булатова Е.А., 2010).  Мотивация избегания неудач выражается в стремлении избежать унижений, заранее выйти из ситуаций, чреватых оскорблениями, насмешками или демонстрацией равнодушия, отказе от активных действий из-за страха перед неудачей (Хекхаузен Х., 2003)
Тревожность создает для студентов ситуации риска и опасности, тем самым человек, находясь в подобном состоянии, начинает использовать свои ресурсы для достижения результата разными способами. Таким образом, средний уровень тревожности может сыграть на пользу некоторому количеству людей, ведь это начинает мотивировать их деятельность для достижения успеха. Высокий уровень личностной тревожности может помешать человеку в реализации собственного потенциала, например, студент активно изучал все предметы во время семестра, его уровень знаний соответствовал высшему баллу. Но из-за высокого уровня тревожности, он был в состоянии растерянности и напряжения во время экзамена, тем самым ему не удалось получить наивысшую оценку. Также высокая тревожность может помешать сосредоточиться на учебной деятельности. Стоит упомянуть так и о чрезмерно спокойных. Они не боятся выполнять любые свои действия, не видят проблем в очевидном. Таким образом, студенты с низким уровнем тревожности может иметь явные проблемы с успеваемостью в высшем учебном заведении.
Эмпирическая часть была проведена на базе ФГБОУ РГУТИС. Выборку исследования составили студенты 1-го курса  в возрасте от 18 до 20 лет, в количестве 63 человек. Исследование проводилось в три этапа: 1- октябрь 2019 года, 2- январь 2020 (который выпал на экзаменационную сессию), 3 – март 2020. Целью  исследования является изучение связи личностной тревожности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач у студентов вузов.
Исследование состояло из трех этапов. На всех этапах были предложены методики для прохождения и изучения таких личностных особенностей первокурсников как: личностная тревожность, мотивация достижения успеха и избегания неудач. Использовались следующие методики для диагностики: Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.
Математическая обработка показала, что при достаточно сильной корреляции (0,762) было выявлено: чем выше уровень тревожности, тем выше уровень мотивации избегания. Вероятно, если бы выборка была бы шире, то полученные данные были бы более достоверными. При сравнении показателей во время и до экзаменов (по Т-критерию Вилкоксона) выявлены следующие различия. Уровень личностной тревожности до экзаменов ниже, чем во время. При сравнении уровня личностной тревожности после и во время экзаменов уровень личностной тревожности после экзаменационной сессии ниже, чем во время. Что касается периода до и после экзаменов: уровень тревожности после экзаменов ниже, чем до наступления экзаменационного периода.
По результатам исследования были получены следующие выводы: В юношеском возрасте у человека активно развивается собственная позиция, все действия обращены в будущее на освоение профессии, дальнейшего трудоустройства и т.д. Личностная тревожность связана с мотивацией избегания неудач. Чем выше уровень личностной тревожности, тем выше уровень мотивации избегания. Во время экзаменационной сессии личностная тревожность у студентов повышается. Личностная тревожность не связана с мотивацией достижения успеха. Вероятно, это может быть связано с тем, что ситуации стресса не влияют на результат учебной деятельности студентов. Во время экзаменационной сессии студентов с высоким уровнем избегания больше, чем студентов с мотивацией достижения. Возможно, это связано с тем, что в подобной стрессовой ситуации учащиеся концентрируются на сложностях, они волнуются и переживают о результатах экзаменов.
Исходя из исследования, мы понимаем, что личностная тревожность напрямую связана с мотивацией избегания неудач. То есть студенты, у которых высокий уровень личностной тревожности и мотивации избегания, склонны попадать в неприятные ситуации, например, во время учебы в университете студенты постоянно выполняют огромное количество заданий и упражнений, которые,  в свою очередь, могут быть неправильно выполненными, отсюда они попадают в ситуацию риска. Из-за постоянных неудач они чувствуют себя подавленными, у них есть склонность к заниженной самооценке, а также уровню притязаний. Поэтому важно студентам с подобными показателями найти ту деятельность, которая будет давать позитивный результат  их работе. Студентам, которые часто волнуются и переживают из-за предстоящих экзаменов стоит обратить внимание на подготовку, им следует более тщательно заниматься и перепроверять свои способности. Требуется и психологическая помощь подобным студентам, поэтому рекомендуется проводить тренинги, которые будут помогать развивать в студентах уверенность в себе и собственных силах, тем самым снижая их личностную тревожность. Важна и поддержка в коллективе, поэтому необходимо помочь обеспечить благоприятный климат в студенческих группах, так как поддержка со стороны может придать больше уверенности в себе. Также стоит обратить на эмоциональное состояние студентов, как со стороны педагогов, так и ближайшего окружения, чтобы в период экзаменационной сессии, когда высокий риск переживаний и стресса, человек был в наиболее комфортной среде, чтобы снизить риск тревожности.
Литература
1.   Кручинин В.А., Булатова Е.А. Формирование мотивации достижение успеха / В.А. Кручинин, Е. А. Булатова, Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. – 155 с.
2.   Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. Пед. Учеб, завед. / Р.С. Немов. – М. 1994. – 668 с.
3.   Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. -2-е изд.- СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.