Автор Тема: Потенциал личности подростка как профилактика девиантных поступков  (Прочитано 842 раз)

Жильцова Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Потенциал личности подростка как профилактика девиантных поступков

Жильцова Н.
Московский государственный областной университет (г. Москва)
Научный руководитель - Шульга Т.И.

Проблема девиантного поведения подростков в настоящее время  стоит очень остро, в связи с тем,  что меняются  современные идеалы подростков, представления о будущем нечеткие, смутные, жизненные планы меняются очень быстро (Шульга Т.И., Филатов А.В. 2017.).
В психологических исследованиях подросткового возраста  обращается внимание в большей  степени на успешных подростках, их достижениях и т.д. Намного реже  изучаются  причины личностного развития  подростков, проживающих в семьях, которые  формируют их потенциал для сопротивления неблагополучным ситуациям, умению выживать в своей семье и т.д. Наиболее продуктивным в изучении подростков  с девиантным поведением  психологи считают социально-личностный  подход, основанный  на  принципе комплементарности, то есть дополняемости взаимодействия  разных факторов, выделяя при этом одним из главных - личностные факторы.
Многие  подростки находятся в конфликтных ситуация с  родителями в семье, имеют разные отношения с отцом и матерью, что  чаще и является  мотивацией к проявлению девиантного поведения. Подросток  хочет соответствовать требованиям общества, образовательной организации, группы сверстников, но не может этого сделать. Для этого есть много причин, и поэтому он осуществляет поиск в социуме наиболее приемлемой группы, которая поддержит его и оценит как соответствующего их требованиям. Одной из таких групп является девиантная группа, которая обеспечивает поддержку, поощряет за проявление девиантного поведения, уменьшает контроль за собой, снижает саморегуляцию.
   Для  подростка  важно уметь отстоять свою позицию, прежде всего, в семье. Для этого он делает отдельные попытки высказывать свое мнение, несогласие с позицией родителей, родственников , что и приводит к конфликтам.
Согласно А.Г. Маклакову (2001), психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики:
1.  нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;
2.  самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;
3.  ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;
4.  уровень конфликтности личности, опыт социального общения.
И.А. Короткова, В.А. Кулганов, Л.С. Шенберг (2005) оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень раз¬вития которых, соответственно, определя¬ет границы потенциала и вероятность ус¬пешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.
По мнению С.Т. Посоховой (2001), адаптационный потенциал является интеграль¬ным образованием, объединяющим в слож¬ную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и ка¬чества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизне¬деятельности.
По мнению Леонтьева Д.А. (2011, 2018) личностный потенциал — это потенциал саморегуляции, система индивидуальных различий, связанных с успешностью управления психологической энергетикой. Саморегуляция — это универсальный объяснительный принцип активности, направляемых целями желательного. Основа саморегуляции — механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам. Это движение, которое постоянно управляется нашим контактом с реальностью.
Адаптационный потенциал - показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды. Это важнейший физиологический показатель жизнедеятельности под влиянием стресс-факторов (физическая, умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.). При этом формируется новое адаптивное поведение индивида, обеспечивающее наиболее благоприятное приспособление организма к этим факторам. Адаптационный потенциал делится на три уровня: индивидный, личностный и субъектно-деятельностный.
Мы  предположили,  что подростки, воспитывающиеся в семьях могут иметь  сформированный  адаптационный личностный  потенциал,  который  помогает им удерживаться в рамках просоциального поведения. В нашем исследовании мы  изучали  личностный потенциал подростков, проживающих в семьях. Всего принимало участие  32  подростка – 16 девочек и 16 мальчиков. Основными методами были «Карта  наблюдений Д.Стотта и Методика изучения личностной тревожности А.М.Прихожан.
Проведенное исследование позволило выявить различия между  мальчиками и девочками   по ряду  показателей, которые  составляют их личностный  потенциал. У девочек более высокие значения  по недостатку социальной нормативности (при р<0,05), неуверенности в одобрении взрослых, что выражается в разных формах негативизма, нежелании нравиться взрослым,, безразличии и отсутствии заинтересованности в бесконфликтных отношениях. Это может говорить о том,  что у подростков уже  сформирована определенная степень независимости. При этом у девочек более заметно выражены следующие личностные качества: агрессивность, которая  проявляется в повышенной психологической активности, стремлении к лидерству, даже с применением силы, общей тревожности, самооценочной тревожности, эмоционального компонента взаимодействия  со сверстниками,  стремлении быть эмоционально принятыми в своем окружении. (Все показатели имеют уровень различий  при р< 0,05*) При этом показатель -стремление к материальному  благополучию оказался наиболее выраженным (при р < 0,01**), что свидетельствует о выраженном  желании выглядеть красиво, одеваться модно, выделяться  среди других по внешности.
Можно предположить,  что склонность к девиантному  поведению опирается на потенциал личности, который  включает прежде всего недостаток социальной нормативности у мальчиков, высокий уровень общей тревожности и их эмоциональное состояние. Независимо от состава семьи, типа семейного воспитания, академической успешности мальчики менее сопротивляются сложившейся ситуации, более верят в то,  что они  не соответствуют требованиям родителей, что и заставляет их искать себе  группу  сверстников, которая их поддержит. К такой группе подростки относят прежде всего группу  девиантной направленности, которая  является более притягательной по оценке  членов данной  социальной группы и входящих подростков в эту группу.
Проведенное исследование  позволило сделать следующие выводы:
1.Системообразующим показателем у подростков адаптационного личностного потенциала, воспитывающихся в семье, является недоверие к близким людям, которое обеспечивает нормативное  поведение девочек, по сравнению с поведением мальчиков.
2. У девочек-подростков показатели саморегуляции, освоение  социальных норм и тревожности связаны между  собой,  что составляет их адаптационный личностный  потенциал, который способствует противостоянию как ситуативных, так и поведенческих воздействий.
Литература
1.  Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642−668.
2.Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. № 1. С. 85−121.
3.Кулганов В.А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи/В.А.Кулганов, Л.С. Шенберг, И.А.Короткова// Материалы научно-практической  конференции «Ананьевские чтения- 2005»./ Под ред. Л.А.Цвет ковой, Л.М. Шипициной. СПб., 2005. – 147с.
4.Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях /А.Г. Маклаков// Психологический журнал, 2001, том 22, №1. -с. 16-24
5. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография /С.Т. Посохова.- СПб, 2001. – 234с.
6. Шульга Т.И., Филатов А.В. Особенности отношения девиантных подростков к матерям //Вестник МГОУ .Серия: Психологические науки. 2017. №3, с. 38-50