Основным содержанием духовнонравственного развития,
воспитания и социализации являются базовые национальные
ценности, хранимые в социальноисторических, культурных,
семейных традициях многонационального народа России, пере
даваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успеш
ное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от националь
ной жизни России во всей её исторической и культурной пол
ноте, этническом многообразии. В сфере национальной жиз
ни можно выделить источники нравственности и человечности,
т. е. те области общественных отношений, деятельности и со
знания, опора на которые позволяет человеку противостоять
разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё со
знание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются:
Россия, многонациональный народ Российской Федерации,
гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия,
природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности
определяются и базовые национальные ценности, каждая из ко
торых раскрывается в системе нравственных ценностей (пред
ставлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к сво
ей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и националь
ная, доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое го
сударство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли
культурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение
к родителям, забота о старших и младших, забота о продолже
нии рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и со
зидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная
картина мира;
традиционные российские религии — представления о
вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности рели
гиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на ос
нове межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный
мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое
развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур
и народов, прогресс человечества, международное сотрудни
чество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного
пространства духовнонравственного развития и воспитания
школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучаю
щихся. Для организации такого пространства и его полноцен
ного функционирования требуются согласованные усилия всех
социальных субъектов — участников воспитания: семьи, обще
ственных организаций, включая детскоюношеские движе
ния и организации, учреждений дополнительного образования,
культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религи
озных объединений. Ведущая, содержательно определяющая
роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъек
там образовательного процесса.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе
представления о единой нации и готовности основных социаль
ных сил к гражданской консолидации на основе общих цен
ностей и социальных смыслов в решении общенациональных
задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым националь
ным ценностям позволит укрепить единство российского обра
зовательного пространства, придать ему открытость, диалогич
ность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям
не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и
самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство
нации достигается через базовый ценностный консенсус в диа
логе различных политических и социальных сил, этнических и
религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг
другу, готовностью сообща решать общенациональные пробле
мы, в числе которых духовнонравственное воспитание детей и
молодёжи как основа развития нашей страны.
Основные принципы организации
духовнонравственного развития
и воспитания
Организация социально открытого пространства духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществля
ется на основе:
нравственного примера педагога;
социальнопедагогического партнёрства;
индивидуальноличностного развития;
интегративности программ духовнонравственного вос
питания;
социальной востребованности воспитания.
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспом
нить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который
считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её
учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которы
ми он руководствуется в своей профессиональной деятельности
и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к уче
никам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для
духовнонравственного развития и воспитания обучающихся.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, ес
ли педагог не являет собой всегда главный для обучающихся
пример нравственного и гражданского личностного поведения.
В педагогическом плане среди базовых национальных цен
ностей необходимо установить одну, важнейшую, системообра
зующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценнос
тям — ценность Учителя.
Необходимо существенно повысить государственный и соци
альный статус педагога, уровень его материального обеспечения.
Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педа
гогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.
В современных условиях без социальнопедагогического
партнерства субъекты образовательного процесса не способны
обеспечить полноценное духовнонравственное развитие и вос
питание обучающихся. Для решения этой общенациональной
задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные
партнёрские отношения с другими субъектами социализации:
семьёй, общественными организациями и традиционными рос
сийскими религиозными объединениями, учреждениями допол
нительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социальнопедагогического партнёрства может
осуществляться путём согласования социальновоспитательных
программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов
социализации на основе национального воспитательного идеа
ла и базовых национальных ценностей. Это возможно при
условии, что субъекты воспитания и социализации заинтере
сованы в разработке и реализации таких программ.
Развитие социальнопедагогического партнёрства должно
стать приоритетной сферой государственной политики. Индиви
дуальноличностное развитие являлось приоритетом отечест
венной педагогики 90х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших
задач современного образования. В пространстве духовнонрав
ственного развития оно приобретает полноту своей реализации.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, раз
вития её способностей, таланта, передача ей системных науч
ных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых
для успешной социализации, сами по себе не создают достаточ
ных условий для свободного развития и социальной зрелости
личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от
зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Оте
чество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утвержда
ет себя человек и развивается его личность. Знания наук и нез
нание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для челове
ка, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся
должны быть интегрированы в основные виды деятельности
обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общест
венно полезную. Иными словами, необходима интегратив
ность программ духовнонравственного воспитания. Одной
из таких программ может быть обучение духовным основам
религиозной культуры и светской жизни.
Содержание воспитания группируется вокруг базовых на
циональных ценностей. В педагогическом плане каждая из них
формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому
себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся.
Это воспитательная задача, на решение которой направлена
учебновоспитательная деятельность.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая
как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её ре
шения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными
субъектами духовной, культурной, социальной жизни обраща
ются к содержанию:
истории России, российских народов, своей семьи, рода;
жизненного опыта своих родителей, предков;
традиционных российских религий;
произведений литературы и искусства, лучших образцов
отечественной и мировой культуры;
периодической литературы, СМИ, отражающих современ
ную жизнь;
фольклора народов России;
общественно полезной и личностно значимой деятель
ности;
учебных дисциплин;
других источников информации и научного знания.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельно
го учебного предмета, формы или вида образовательной дея
тельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь
уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность
школьника как человека, личности, гражданина.
Система базовых национальных ценностей создаёт смысло
вую основу пространства духовнонравственного развития лич
ности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдель
ными учебными предметами, между школой и семьёй, школой
и обществом, школой и жизнью.
Принцип социальной востребованности предполагает, что
воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребо
ванным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.
Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка
происходят посредством его добровольного и посильного вклю
чения в решение проблем более взрослого сообщества. Полно
ценное духовнонравственное развитие происходит, если вос
питание не ограничивается информированием обучающегося о
тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности
для нравственного поступка.
Духовнонравственное развитие достигает содержательной
полноты и становится актуальным для самого обучающегося,
когда соединяется с жизнью, реальными социальными пробле
мами, которые необходимо решать на основе морального вы
бора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже
из жизни самых благополучных, динамично развивающихся
стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сде
лать таким мир вокруг себя.
Программы духовнонравственного развития и воспитания
должны предусматривать добровольное и посильное включение
обучающихся в решение реальных социальных, экологических,
культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, се
ла, района, города, области, республики, России. Традицион
ной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации
являются детскоюношеские и молодёжные движения, органи
зации, сообщества. Они должны иметь исторически и социаль
но значимые цели и программы их достижения.
Организация воспитательного процесса в системе «школа —
семья — социум» потребует педагогов, способных не только
учить, но и воспитывать обучающихся.
Заключение
Духовнонравственное развитие и воспитание гражданина
России является ключевым фактором развития страны, обеспе
чения духовного единства народа и объединяющих его мораль
ных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику,
минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным
образом зависят от гражданской позиции человека, его мотива
ционноволевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных
убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно разви
той личности, любви к своей стране, потребности творить и со
вершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития
России.