Автор Тема: Рефлексивные способности учителя как фактор готовности к профилактике...  (Прочитано 817 раз)

Тишкова Ю.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Рефлексивные способности учителя как фактор готовности к профилактике девиантного поведения

Тишкова Ю.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Чиркина Р.В.

В реализации профилактических программ в образовательной организации позиция учителя является ключевой, поскольку он выступает носителем моделей социального поведения в школе, управляя классным коллективом, определяет атмосферу в ученической группе, которая формирует среду для реализации возможностей личности или развития социального риска. 
Профилактика в работе учителя представляет собой направление деятельности, целью которой является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов учащихся, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.
Повседневная учебная жизнь уже является особым профилактическим  пространством, в котором создаются ресурсные условия для развития детей с опорой на сформированные стороны личности, деятельности, отношений и ситуации.
Согласно большому толковому словарю русского языка, профилактика (от греч. prophylaktikos - предохранительный) – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осуществляется первичная профилактика, основой которой является формирование социальных навыков, компетентностного отношения учащегося к жизни, выраженное в наличии позитивных образов, понятных смыслов и умений действовать (Хананашвили Н.Л., Чиркина Р.В., 2016).
Первичная профилактика в начальной школе заключается в реализации системы мер, направленных на то, чтобы ребёнок имел ценностные ориентиры и мог их сформулировать и транслировать их самостоятельно; знал о конкретных и важных для всего социума, семьи и его самого смыслах, которыми наполнены ценностные ориентиры; умел действовать в согласии с этими ориентирами и смыслами (самосохраняться, саморазвиваться, транслировать, защищать и созидать).
Особая роль в ранней профилактике девиантного поведения детей отводится учителю. Современный учитель выступает как специалист, формирующий социальные навыки у детей, а следовательно, оказывающий профилактическое действие по предупреждению дезадаптации и проблемного поведения на ранних стадиях их развития, вне зависимости от реальных учебных возможностей детей, их особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
В связи с этим объектом нашего анализа выступила роль учителя, осуществляющего раннюю профилактику девиантного поведения в начальной школе.
Исследованию социальной роли уделяется достаточно много внимания, и оно находится в большей степени в области научного исследования отечественной и зарубежной социологии (Д. Майерс, Г.Е. Зборовский), психологии (Э. Берн, А.А. Леонтьев), педагогики (Э. Козиол, К.М. Левитан, С.А. Шмаков), а также интегральных дисциплин: социальной психологии (Г.М. Андреева, Т. Шибутани), социологии образования (Э. Дюркгейм, А. Осипов), педагогической психологии (И. А. Зимняя).
Рассматривая педагога как субъекта социальных отношений, мы придерживаемся субъектно-деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко), где профессионально важные и личностные качества учителя  выражаются в его интересах, идеалах, направленности, мировоззрении.
Основным фактором, обуславливающим результативное выполнение любой социальной роли, является осознание личностью данной роли и умение выполнять ее максимально приближенно к идеалу. Теория социальных ролей в деятельности учителя представлена в работах Л.Б. Ительсон, Э. Козиола, М.В. Ломаевой, Н.В. Немова, К. Руцестама, О.И. Щербаковой и др.
Социальная роль учителя может быть рассмотрена как модель его профессионального поведения, включающая нормативно ожидаемый и личностно интерпретированный способ взаимодействия с участниками педагогического процесса в соответствии с социальным статусом учителя (Козиол Э., 1999).
Невзирая на разные основоположения исследователи выделяют одни и те же роли. Так О.Л. Кустова, проведя социально-ролевой анализ деятельности учителя, выделила социально-ролевые  позиции учителя: предметная, методическая, воспитательная, организационная, коммуникативная, психологическая, исследовательская. Это ядерные сферы, которые затрагивают большинство авторов и которые отражают “зоны” трансляции педагогической компетентности (Кустова О.Л., 2006).
Раскрывая роль учителя начальных классов, реализующего профилактические программы, необходимо остановиться на его рефлексивной способности, выступающей ключевым аспектом его профессионализма. В рабочей ситуации учителю всегда приходится принимать решения “здесь и сейчас” без права на ошибку, а эффективность его работы зависит от способности осмысливать свой опыт, извлекать из него уроки (Бизяева А. А., 2015).
Профессиональное действие учителя связано с учеником, который одновременно выступает и субъектом профилактического действия. Особенность педагогической рефлексии в ее направленности на ученика, рефлексивная позиция побуждает учителя соотносить каждое своё действие с реальными условиями (ученик на данном этапе развития) и с целями (ожидаемый прогноз развития).
Умение рефлексивно принимать решения в своей профессиональной деятельности, позволяет быть более чувствительным к проблеме, а значит предупредить риски, выходить за пределы конкретной ситуации и видеть конструктивные пути решения, быть творцом и примером для своего ученика. Отметим, что рефлексивная способность учителя является практическим профессиональным инструментом, позволяющим раскрыть личностные особенности ребенка и включить их в контекст воспитания и реализуемой профилактической программы.
На сегодняшний день проблема дефицита рефлексивной способности учителя в профессиональной деятельности остается актуальной и является одной из необходимых для устранения, чтобы повысить эффективность реализации профилактических программ в начальной школе. В качестве примера могут служить результаты апробации программы «Умелый класс» (программа «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей», автор Б. Фурмана), целью которого являлось обучение социальным навыкам и содействие психическому здоровью детей дошкольного и младшего школьного возраста (Niu S. J., Niemi H., 2020). Реализация данной программы на качественно высоком уровне требует в первую очередь высокий уровень осознанности и рефлексии учителей, принимающих участие в проекте, поскольку она основана на ценностном отношении к ученикам как субъектам своего развития, а не привычной для России модели директивного, дисциплинарного и объектного подходов.

Литература
1. Бизяева А. А. Рефлексивная «недостаточность» как профессиональная проблема учителей // Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление / Под ред. Д. Я. Грибановой. – Псков : Псковский государственный университет, 2015. - С. 7-15.
2. Козиол Эдвард. Социально-педагогический анализ профессиональных ролей учителя-воспитателя (Теория и практика подготовки классного руководителя в Республике Польша): Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999. – 330 c.
3. Кустова О.Л. Социально-ролевой анализ деятельности учителя // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. №17 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-rolevoy-analiz-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения: 8.05.2020).
4. Профилактика и коррекция девиантного (аддиктивного, противоправного) поведения несовершеннолетних: проблемы, методы, технологии/авторы-составители: Н. Л. Хананашвили, Р. В. Чиркина. – М., 2016. – 76 с.
5. Niu S. J., Niemi H. Teachers Support of Students’ Social-Emotional and Self- Management Skills Using a Solution-Focused Skillful-Class Method. The European Journal of Social and Behavioural Science, 2020, vol. XXVII, pp.3096-3114. doi.org/10.15405/ejsbs.269