Автор Тема: Связь уровня правосознания с выбором компьютерной игры  (Прочитано 1034 раз)

Самойлова А.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Связь уровня правосознания с выбором компьютерной игры

Самойлова А.М.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель ‒ Шпагина Е.М.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время увлечение компьютерными играми получает всё большее распространение как один из видов деятельности у подростков. При этом, сам феномен влияния компьютерных игр на личность остается мало изученным.
Во-первых, потому что сфера индустрии компьютерных игр сама по себе развивается очень стремительно, в связи с чем даже последние проведенные исследования через пару лет могут потерять свою актуальность.
Во-вторых, на настоящий момент феномен компьютерной игры слабо изучен с точки зрения психологической науки, и не существует достаточно полной теоретической разработки феномена психологии компьютерной игры и её влияния на личность.
Также существующие исследования такого влияния показывают противоречивые результаты, но многие авторы говорят именно о негативном влиянии компьютерных игр. (Войскунский А. Е., 2013)
Цель исследования – выявление и изучение связи уровня правосознания с выбором компьютерной игры у подростков.
Объект исследования – правосознание у лиц подросткового возраста.
Предмет исследования – связь уровня правосознания с выбором компьютерной игры у подростков.
Гипотезы исследования:
1.   Существуют различия в уровне правосознания между подростками, не играющими в компьютерные игры, играющими в не жестокие компьютерные игры и играющими в жестокие компьютерные игры.
2.   Подростки, выбирающие игры с жестокими действиями протагониста, обладают низким уровнем правосознания.
3.   У подростков, играющих в компьютерные игры, наблюдается связь между уровнем агрессии и уровнем правосознания, имеющая различный характер в зависимости от типа игры.
В качестве определения правосознания нами было взято определение М.И.Еникеева. Правосознание ― сфера общественного, группового и индивидуального сознания, связанная с отражением правозначимых явлений и регуляцией правозначимого поведения; совокупность взглядов, знаний, выражающих отношение людей, социальных групп, общества к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном. (Еникеев М.И., 2004)
Также нами было выдвинуто собственное определение компьютерной игры на основании анализа исследований данного феномена. (Батенова Ю.В., 2012) Видеоигра (компьютерная игра) ― игровая деятельность, осуществляемая в виртуальной интерактивной модели реальности, которая представляет собой условную ситуацию, обладающая предметом и мотивом деятельности, а также, особой системой действий.
В качестве основных методов сбора данных использовались методы анкетирования и опроса при помощи следующих методик (Дворянчиков Н.В. и др., 2017):
1.   Тест правового и гражданского сознания Л.А.Ясюковой
2.   Тест «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев)
3.   Личностный опросник агрессивности Басса-Перри (BPAQ)
4.   Анкета для выявления лиц, играющих в компьютерные игры, и предпочитаемого типа игр
В исследовании приняли участие 44 человека, ученики московских школ в возрасте от 10 до 18 лет, среди которых 26 девочек и 18 мальчиков.
Нами были полученные следующие результаты:
1.   Отсутствуют значимые различия в уровне правосознания между подростками, не играющими в компьютерные игры, подростками, играющими в не жестокие компьютерные игры, и подростками, играющими в жестокие компьютерные игры. Сравнение трех выборок на данном этапе проводилось с помощью критерия Краскела-Уоллиса.
2.   У подростков, играющих в жестокие и не жестокие игры, преобладает слабый и средний уровень правосознания.
На этом этапе вначале нами проводилась проверка распределения уровня правосознания подростков, играющих в жестокие игры на равномерность распределения с помощью критерия Хи-квадрат. Было выявлено несоответствие распределения нашей выборки с ожидаемым однородным распределением, по характеру распределения на графике было видно смещение распределения уровня правосознания в сторону низких и средних значений, что соответствует слабому и среднему уровню правосознания.
Затем для того, чтобы определить, характерно ли данное распределение только для подростков, играющих в жестокие игры, нами было проведено сравнение данного распределения в приведенной выше выборке с распределением уровня правосознания у подростков, играющих в не жестокие игры. Результаты показали отсутствие значимых различий в распределении уровня правосознания в зависимости от предпочитаемого типа игры. Возможны следующие варианты объяснения подобного результата:
1)   Правосознание в рассматриваемом нами возрасте не сформировано в принципе;
2)   Подобные результаты обусловлены малой выборкой.
В пользу последнего говорит графическое распределение данных, где было показано, что у игроков, не играющих в жестокие игры, преобладают в большинстве средние значения уровня правосознания, в отличии от играющих в жестокие игры, где средних и низких значений примерно поровну.
Для того, чтобы проверить есть ли связь между уровнем агрессии и уровнем правосознания у разных групп играющих подростков нами было проведено сравнение значений коэффициента корреляции Спирмена между показателями агрессивных реакций, полученных по методике Басса-Перри, уровнем агрессивного поведения, полученного по методике СДП и уровнем правосознания, полученного по методике ТПГС.
Результаты показали, что у подростков, играющих в видеоигры,  отсутствует корреляционная связь между уровнем развития правосознания и агрессивным поведением. Коэффициент корреляции уровня развития правосознания (методика ТПГС) со шкалами:
1)   агрессивное поведение (методика СДП), ρ = 0,153;
2)   физическая агрессия (методика Басса-Перри), ρ = 0,231;
3)   гнев (методика Басса-Перри), ρ = -0,003;
4)   враждебность (методика Басса-Перри), ρ = -0,204.
У подростков, играющих в жестокие игры, также отсутствует корреляционная связь между уровнем развития правосознания и агрессивным поведением. Коэффициент корреляции уровня развития правосознания (методика ТПГС) со шкалами:
1)   агрессивное поведение (методика СДП), ρ = - 0,176;
2)   физическая агрессия (методика Басса-Перри), ρ = - 0,010;
3)   гнев (методика Басса-Перри), ρ = -0,207;
4)   враждебность (методика Басса-Перри), ρ = -0,033.
У подростков, играющих в не жестокие игры, была выявлена средняя корреляционная связь между уровнем развития правосознания и уровнем агрессии. Коэффициент корреляции уровня развития правосознания (методика ТПГС) со шкалами:
1)   агрессивное поведение (методика СДП), ρ = 0,493 (значимость на уровне 0,05);
2)   физическая агрессия (методика Басса-Перри), ρ = 0,436;
3)   гнев (методика Басса-Перри), ρ = 0,100;
4)   враждебность (методика Басса-Перри), ρ = 0,487 (значимость на уровне 0,05).
Таким образом, можно сказать, что:
1.   Нет различий в уровне правосознания подростков, не играющих в видеоигры и играющих.
2.   Подростки, играющие в жестокие игры, обладают преимущественно слабым и средним уровнем правосознания, что может быть обусловлено двумя факторами: возрастом или недостаточно большой выборкой.
3.   У подростков, играющих в компьютерные игры, связь между уровнем правосознания и уровнем агрессивного поведения различается в зависимости от типа предпочитаемой игры. У играющих в не жестокие игры существует связь между уровнем правосознания и уровнем агрессии.
Литература
1. Батенова, Ю.В. Игра, компьютерная игра, игровая деятельность: сравнительный анализ понятий // Мир образования ‒ образование в мире. ‒ 2012. ‒ № 2.  ‒ С. 85-90.
2. Войскунский А. Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – №. 4 ‒ С. 88—90.
3. Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дебольский М.Г., Дегтярев А.В., Чиркина Р.В., Лаврик А.В. Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология. – СПб., – 2004. ‒ 478 с.

Жильцова Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Добрый вечер, тема очень интересная, но хотелось бы уточнить. Вы указали, что в исследовании приняли участие школьники от 10 до 18 лет, а какой был средний возраст испытуемых?
Заранее спасибо за ответ.

Самойлова А.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Добрый день! Большое спасибо за проявленное внимание к исследованию и за Ваш вопрос! Средний возраст школьников, принявших участие в исследовании, составил 14,4 года.