Автор Тема: Психолого-педагогические технологии и методы работы с подростком как фактор...  (Прочитано 826 раз)

Сабрекова Т.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Психолого-педагогические технологии  и методы  работы с подростком как фактор формирования смысложизненных ориентаций и внутренней позиции личности

Сабрекова Т.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г.Москва)
Научный руководитель - Аникина В.Г.

Подростковый возраст является переходным этапом превращения ребенка во взрослого человека и является одним из важных в процессе становления личности. Именно на этом этапе человек ведет активную переоценку тех ценностей, установок, приоритетов, которые были заложены ему значимыми взрослыми ранее. Он в прямом смысле слова ищет себя, и гарантией уверенного вступления во взрослую жизнь для него являются: сложившийся образ «я», система актуальных ценностей, мотивов, образ своего ближайшего будущего, цели и намерения, наконец, конкретный план действий для реализации поставленных целей.
Важно отметить, что современный мир нельзя назвать стабильным, он постоянно меняется, меняются его требования к растущему поколению, приоритеты, эталоны успешности. В данной ситуации подростку сложно выбрать путь «раз и навсегда», с другой стороны возможностей и путей развития у будущих взрослых сейчас больше: кто-то поступает в ВУЗ, кто-то открывает свой бизнес, кто-то едет получать образование за границей. При этом у отдельных ребят такая свобода выбора и широкий спектр направлений могут вызывать еще больше тревоги и чувства неустойчивости. Выборов много, а надо выбрать один, свой. Новый уровень ответственности с присущим подросткам максимализмом про «все или ничего» создают большое психологическое и физическое напряжение, которое порой выливается в повышенную тревожность, а у кого-то в депрессии и панические атаки.
Существующая ситуация осложняется еще и тем, что на данный момент в России практически полностью отсутствует регулярная, профессиональная форма психологической и информационной поддержки старших подростков, находящихся в ситуации выбора жизненной траектории. Квалификации и знаний даже очень заботливых родителей не хватает, чтобы помочь своим детям определиться и снизить нарастающее напряжение.
На данный момент существует много тренингов и психологических программ для подростков, даже при школе, но по большей части они все краткосрочные и больше ориентированы на тесты, где идет работа по определению профориентации и возможного пула профессий. Нам же кажется, что для того, чтобы подросток нашел свой уникальный путь, ему необходима глубокая психологическая и длительная работа, где он сможет разобраться в своих актуальных ценностях, желаниях и возможностях, построит модель будущего и смоделирует будущий план действий.
Целью нашего исследования являлась разработка психолого-педагогических технологий формирования смысложизненных ориентаций и внутренней позиции личности у современных подростков, то есть создание программы поддержки старших подростков в выборе будущей жизненной траектории, оценка эффективности этой программы и создание рекомендаций для специалистов, занимающихся данной или смежными темами.    Основная гипотеза заключалась в том, что разработанная психологическая программа работы с подростками позволит более четко сформировать у них образ своего будущего и выстроить более целостную структуру его развивающейся личности.
Теоретическими основаниями  исследования стали теории развития личности: гуманистический подход (Роджерс К., 1999); гештальт-подход (Перлз Ф., 2007);  культурно-исторический подход (Выготский Л. С., 1983); теория о внутренней позиции личности Л.Божович (Божович Л.И., 2008); представление о  детерминантах развития личности и проблеме смысла жизни Д.Леонтьева (Леонтьев Д.А., 1999); теория логотерапии В.Фракла (Франкл.В., 1998); теория поля К.Левина (Левин К., 2017) и динамики группы гештальт-подхода. Для анализа современной ситуации развития подростков были взяты публикации современных психологов-практиков, специалистов по работе с подростками (Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д, 2016), (Хломов К.Д, 2014).
    В исследовании были использованы такие методики как: методика Д.А.Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (СЖО); сочинение на тему «Мое будущее глазами настоящего»; дневник изменений (авторская разработка); интервью «Результаты программы»; оценочная методика «Круг навыков».
Нами была разработана психологическая программа «СМЫСЛЫ», которая включала в себя двенадцать занятий по два часа. Занятия должны были проходить раз в неделю. Длительность проведения всей программы составляла - три месяца.
В программе участвовало семь подростков 14-17 лет, 5 девочек и 2 мальчика. Программа была проведена  с ноября 2019 по март 2020 года. 
    Программа «Смыслы» была направлена на реализацию следующих целей:
•   Осознание и формулировка подростками своих актуальных ценностей
•   Формулирование подростками своих целей/ намерений/ жизненных направлений
•   Начало конкретных действий подростков для продвижения к своим целям
•   Разработка подростками своих уникальных проектов, которые они хотели бы претворить в будущем
•   Снижение тревоги подростков по поводу своего будущего
•   Формирование у подростков уверенности, чувства собственной самоценности, определенности в жизни.
Программа состояла из трех частей:
- в первой предполагалось помочь ребятам осознать свою самоценность, определить и структурировать свои ключевые качества, склонности и интересы,
- во второй – вспомнить, сформулировать и, если нужно, уточнить формулировки своих актуальных ценностей, сформировать идеи и цели на будущее, придумать идею будущего проекта (под проектом подразумевалась  стыковка личных интересов, ценностей подростка с запросами, потребностями мира и общества),
- в третьей – практической части программы – реализовать проект или часть проекта. Презентовать результаты. Осознать полученный опыт.

Результаты исследования
Программа была реализована в полной мере, однако идти четко по плану не получилось – не успели пройти третью, практическую часть. Был замечен интересный феномен на группе – несмотря на то, что все подростки пришли за тем, чтобы разобраться в себе и определиться со своим будущим, глубокое погружение в себя, в том числе - свои ценности - вызвали у ребят сопротивление и энергия группы стала стремительно падать. Пришлось пару занятий потратить на то, чтобы проявить это сопротивление, понять, почему оно возникло, найти в этом процессе ресурс. Ребята успели презентовать идеи своих проектов, реализации же проекта не получилось.
Большая часть информации была проанализирована методом «обоснованной теории» - одним из наиболее популярных методов, применяемых в качественных исследованиях при работе с текстом.
В целом, у подростков снизилась тревога по поводу своего будущего (куда поступать/кем быть/какое направление выбрать и т.п.); сформировалась уверенность, более ясный образ себя, появилось чувство собственной самоценности и определенности в жизни.


Литература
1.   Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. 87 с.
2.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Издательство «Лабиринт», 2009, 400 с.
3.   Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования, — Издательство "Лабиринт", М. , 2019. — 368 с.
4.   Левин К. Теория поля в социальных науках, 2019, 313 с.
5.   Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2019, 584 с.
6.   Леонтьев Д.А. Личность в непредсказуемом мире // Методология и история психологии . 2010. Том 5. Выпуск 3, 182 с.
7.   Перлз. Ф. «Гештальт-подход и свидетель терапии», 2019, 207 с.
8.   Роджерс К. Консультирование и психотерапия, 1999, 512 с.
9.   Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный    анализ. Статьи и лекции, 2020, 344 с.
10.   Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 1. 349 с.