Автор Тема: Вербальная агрессия и личностная тревожность у детей старшего дошкольного...  (Прочитано 691 раз)

Захарова А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Вербальная агрессия и личностная тревожность у детей старшего дошкольного возраста
Захарова А.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Чиркина Р.В.

Проблема детской агрессии в последние годы стала одной из наиболее широко обсуждаемых, что находит отражение в многочисленных публикациях на эту тему (Колосова С.Л., 2004; Фурманов И.А., 1996; Смирнова Е.О., 2009; Щербинина Ю.В., 2018; Бютнер К., 1991; Ширяева Л.В., 2009 и др.).     Для специалистов, занимающихся вопросами обучения, развития и воспитания, проблема проявления агрессии у детей представляет высокую актуальность и значимость в контексте разработки и применения новых методов предупреждения и профилактики агрессивного девиантного и антисоциального поведения детей и подростков.
Старший дошкольный возраст наиболее чувствителен к воздействию профилактических мер, поскольку в этот возрастной период формируется мотивационно-потребностная сфера личности (Божович Л.И., 1968), возникают первичные этические инстанции (Эльконин Д.Б., 2007). У ребенка 6-7 лет возникает высокая потребность в общении со взрослыми и сверстниками (Смирнова Е.О., 2012). Старший дошкольный возраст, это период внеситуативно-личностного общения (Лисина М.И., 1997), в котором ребенок познает мир социальных отношений.  Для детей старшего дошкольного возраста социальное пространство служит источником формирования самосознания и оценки себя, как активного участника социального взаимодействия.
В старшем дошкольном возрасте дети теряют свою непосредственность, что становится источником дополнительных тревог, страхов, неуверенности в собственных силах и возможностях. Повышенная тревожность детей в данный возрастной период отмечена многими специалистами. Есть мнение, что тревожность развивается у тех детей, которые испытывают внутренний конфликт, порожденный завышенными требованиями взрослых, что характерно для современной ценностной парадигмы, ориентированной на высокие достижения и конкурентную борьбу. В свою очередь, повышенная тревожность и неуверенность в собственных силах у детей является одним из факторов поведенческих проблем и социальной дезадаптации.
На становление когнитивной, эмоционально-волевой и нравственной сфер в дошкольном возрасте большое влияние оказывает речевая деятельность. В старшем дошкольном возрасте идет активное развитие диалогической речи, которая служит источником отражения психических процессов у детей и их эмоционального состояния. Дети 6-7 лет начинают чаще проявлять агрессивное поведение в вербальной форме, так как проявление физической агрессии жестко пресекается взрослыми и является крайне неприемлемой формой реагирования.
Принимая во внимание данные основания, мы выдвинули предположение о связи повышенной личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста и интенсивности проявления агрессии в вербальном поведении. В свою очередь, коррекция повышенной личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста и развитие осознанности поведения и речи, способствует снижению проявления агрессии в вербальном поведении, и формированию новых способов агрессивного реагирования, приобретаемые социально-желательные формы.
Мы провели пилотное исследование, выборку которого составили дети из старшей группы детского сада г. Москвы, в количестве 26 человек (14 девочек и 12 мальчиков). Трое детей данной группы имеют особенности развития.
Для диагностики личностной тревожности детей испытуемой группы нами были использованы: проективная методика «Рисунок несуществующего животного» и тест тревожности, авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Для установления интенсивности проявления агрессии в вербальном поведении детей на первом этапе мы поставили задачу выделить индикаторы вербальной агрессии и их параметры. На втором этапе главной задачей было наблюдение за детьми в процессе их учебной и игровой деятельности.
Результаты диагностики уровня тревожности у детей обследуемой группы оказались неожиданными. Было выявлено 42% детей с повышенной тревожностью, 58% детей со средним уровнем тревожности. Также у 45% детей с повышенной тревожностью отмечена повышенная гиперактивность и трудности самоконтроля. У детей со средним уровнем тревожности лишь у 13% детей отмечены трудности самоконтроля и повышенная гиперактивность.
Выделив индикаторы агрессии в вербальном поведении, мы установили, что у детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью вербальная агрессия имеет реактивный характер и выполняет функцию защиты. Чаще всего она проявляется в форме прямой вербальной агрессии и обиды в сочетании с проявлением прямой физической агрессии. У детей с повышенной тревожностью отмечена повышенная интенсивность проявления вербальной агрессии (более пяти эпизодов в час). Реализация вербальной агрессии у детей с повышенной тревожностью происходит в форме протеста, обиды, ответной словесной агрессии, крика, агрессивных фантазий, жалоб, отказа давать ответы или в целом продолжать игру или общение.
Данное исследование требует проверки и увеличения выборки для получения более объективной картины выявленной связи между уровнем тревожности и интенсивностью проявления агрессии в вербальном поведении детей старшего дошкольного возраста.
Тем не менее, на данном этапе мы уже можем сделать выводы о том, что у детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается повышенная тревожность, которая в сочетании с гиперактивностью и низким уровнем самоконтроля влияет на интенсивность проявления агрессии в вербальном поведении, что может послужить фактором риска развития социальной дезадаптации и девиантного поведения.
    Предупреждение и профилактика развития социальной дезадаптации и девиантного поведения у детей требует раннего вмешательства на этапе формирования самосознания, мотивационно-потребностной сферы, формирования первичных этических инстанций и морально-нравственных норм.
    Для снижения тревожности и интенсивности проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста рекомендовано развивать у них навыки осознанного поведения и речи, формировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников, развивать навыки самоконтроля, эффективного общения и взаимодействия.

Литература
1.   Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 1968. - 447 с.
2.   Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. / К. Бютнер. - М.: Педагогика,1991.- 144 с.
3.   Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб: «Питер», 2004. - 224 с.
4.   Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
5.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Норма, 2011. - 446 с.
6.   Смирнова Е.О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты // Педагогический практикум. - 2009. - С. 28-35.
7.   Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие. - М.: «Мозаика синтез», 2012. - 220 с.
8.   Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
9.   Ширяева Л.В. Агрессивный ребенок в группе // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 3. - С. 115 – 117.
10.   Щербинина Ю.В. Русский язык: речевая агрессия и пути ее преодоления: учебное пособие / Ю.В. Щербинина. 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2018. - 224 с.
11.   Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.