Автор Тема: Индивидуально-психологические особенности и поведение подростков в социальных...  (Прочитано 759 раз)

Рузяк Т.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Индивидуально-психологические особенности и поведение подростков в социальных сетях

Рузяк Т.О.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Дозорцева Е. Г.


Жизнь большинства современных подростков протекает как в реальном, так и в виртуальном мире. Социальные сети стали местом их самопрезентации, самореализации, формирования идентичности. Интернет дает подростку возможность проживания иных ролей по сравнению с реальностью, формирования нового образа «Я». В то же время Интернет-среда предоставляет пространство для рискованного поведения, а чрезмерное погружение в нее грозит Интернет-зависимостью. Психологические аспекты деятельности подростков в сети Интернет, в социальных сетях стали в последнее время предметом многих исследований. Так, изучались феномен виртуальной идентичности (Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н.), девиантное поведение и Интернет, склонность к аутоагрессивному поведению у подростков (Солдатова Г.В., Дозорцева Е.Г., Соколова М.В., Погорелов Д.Н. и др.). Начаты исследования взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (Рубцова О.В., Панфилова А.С., Смирнова В.К. и др.). Вместе с тем, мало внимания уделялось связям индивидуально-психологических особенностей подростков с поведенческими рисками и представлением себя в социальных сетях, что обусловило проведение нашего исследования.
Целью данного исследования являлось определение индивидуально-психологических особенностей, связанных с рискованным поведением и характером самопрезентации в социальных сетях.  Гипотеза состояла в том, что определенные индивидуально-психологические особенности связаны как с рискованным поведением, так и характером самопрезентации в социальных сетях.
Материалом исследования стали данные опроса 40 юношей и девушек в возрасте 16-17 лет, учеников старших классов средней школы.
Устойчивые психологические черты у подростков определялись с  помощью индивидуально-типологического опросника (ИТО) (Собчик Л.Н., 2003). Для выявления специфических черт агрессии использовался опросник А. Басса – М. Перри (BPAQ-24 в модификации Ениколопова С.Н., Цибульского Н.П., 2007).
Конкретные проявления рискованного поведения подростков в социальных сетях выявлялись при помощи специально созданной анкеты (Рубцова О.В., Поскакалова Т.А.). Степень вовлеченности в активность в социальных сетях и сети Интернет в целом устанавливалась путем использования  шкалы интенсивности пользования социальными сетями (The Facebook intensity scale, FIS) (Ellison et al., 2007; перевод О. В. Рубцовой и Т. А. Поскакаловой.) и  шкалы интернет-зависимости Чена (CIAS) (Chen et al., 2003; адаптация Малыгина с соавт., 2011). 
Характеристики самопрезентации в социальных сетях оценивались с помощью опросника «Представление себя в Интернете» (Presentation of Online Self Scale, POSS) (Fullwood et al., 2016, перевод О. В. Рубцовой и Т. А. Поскакаловой) и шкалы ясности концепции «Я» (Self-Concept Clarity Scale (SCCS) (Campbell et al., 1996).
Статистическая обработка данных проводилась при помощи непараметрических методов (коэффициент корреляции Спирмена, статистическая значимость устанавливалась на уровне p<0,001).
Анализ полученных корреляционных связей между показателями методик показал следующее.  Максимальное количество связей с характеристиками поведения и самопрезентации подростков в сети и обнаружилось у такой индивидуально-психологической особенности, как тревожность (ИПО). При этом среди конкретных проявлений рискованного поведения в сети Интернет (данные анкеты) с ней оказались положительно связанными лишь показатели такого вида поведения, как ведение бесед на темы, которые вызвали бы у подростков смущение в реальной жизни. Тревожность коррелирует также с положительным знаком с трудностями проявления себя в реальном мире, неустойчивостью представления о себе и стремлением построить идеальное «Я» в социальных сетях (POSS, SCCS). Значимые корреляции связывают тревожность и с параметрами интернет-зависимости (CIAS). Следует отметить также положительную связь с интернет-зависимостью такой индивидуально-психологической особенности, как враждебность (BPAQ-24). Напротив, отрицательные связи с чрезмерной погруженностью в активность в сети Интернет, имеют спонтанность и экстраверсия.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что деятельность в социальных сетях может иметь для подростков с тревожными чертами, трудностями в реальном мире, неустойчивостью представления о себе компенсаторное значение, раскрепощая их и позволяя проявлять себя иначе, чем в реальности. В том случае, когда эта деятельность становится чрезмерной и формируется интернет-зависимость, тревожность сочетается с враждебными чувствами по отношению к другим, что создает сложный психологический комплекс.  Эти обстоятельства следует иметь в виду при работе с подростками с интернет-зависимостью.

Литература
1.   Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. № 1. с. 115—124.
2.   Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.С., Антоненко А.А., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С., Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. Учебное пособие. — М. МГМСУ. — 2011.
3.   Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков, С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «DOTA 2») // Психологическая наука и образование. 2018. том 23. № 1. С. 137–148.
4.   Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально типологических свойств и межличностных отношений. СПб: Речь, 2003.
5.   Соколова М.В., Дозорцева Е.Г. Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в интернете (Соколова М.В., Дозорцева Е.Г. Психология и право. 2019. т. 9. № 1. С. 22-35.) [Электронный ресурс], https://elibrary.ru/item.asp?id=37133044 (дата обращения: 07.04.2020г.).
6.   Солдатова, Е.Л. Погорелов, Д. Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. т. 20. № 5. С. 105-124.
7.   Campbell JD, Trapnell PD, Heine SJ, Katz IM, Lavallee LF, Lehman DR. Self-concept clarity: Measurement, personality correlates, and cultural boundaries. Journal of Personality and Social Psychology 1996, 70(1):141-156.
8.   Chen, S.-H., Weng, L.-J., Su, Y.-J., Wu, H.-M., & Yang, P.-F. (2003). Development of a Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study. Chinese Journal of Psychology, 45(3), 279–294.
9.   Ellison NB, Steinfield C, Lampe C. The benefits of Facebook “friends:” Social capital and college students’ use of online social network sites. Journal of Computer-Mediated Communication 2007, 12(4):1143-1168.
10.   Fullwood C, James BM, Chen-Wilson CJ. Self-concept clarity and online self-presentation in adolescents. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking 2016; 19(12):716-20. Epub 2016/11/11.