Автор Тема: Связь склонности к интернет-зависимости с особенностями детско-родительских...  (Прочитано 1757 раз)

Розанова В.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Связь склонности к интернет-зависимости с особенностями детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Розанова В.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Бусарова О.Р.

Интернет-технологии стали определять реальность современной личности. Среди негативных социальных и психологических последствий, на которые оказывает влияние интернет, есть так называемый феномен «интернет-зависимости», который стал предметом научных дебатов в течение последних 20 лет (Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Искандирова А.Б., Смирнова Е.А., 2010). Чрезмерное использование интернет-технологий иногда приводит к аддиктивным формам поведения, которые деструктивно влияют на социальное, межличностное взаимодействие.
Основная группа интернет зависимых – это дети подросткового возраста. Е.А. Смирнова, А.Б., Сорокина, Е.О. Смирнова, С.Н. Скворцова и другие пишут о том, что интернет-аддикция и семейные формы взаимоотношений, стили воспитания имеют определенную связь (Карабанова О.А., 2017). Поэтому важное научно-исследовательское значение имеет анализ детско-родительских отношений, негативное влияние интернета на личность подростка. Эти факторы определяют необходимость профилактической работы интернет-зависимости в подростковой среде.
Цель исследования – определить наличие связи показателей интернет-зависимости и детско-родительскими отношениями.
Гипотеза исследования: существует связь между интернет-зависимостью подростков и типом детско-родительских отношений.
Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 1210. В исследовании приняли участие 50 подростков (учащиеся 7-х классов). Средний возраст составил 13±1 лет, число мальчиков и девочек в выборке было равным.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе была определена степень склонности подростков к интернет-зависимости. Для этой цели использовался тест Кимберли Янг на интернет-зависимость (модификация В.А. Лоскутовой). Таким образом, обследуемые были поделены на две группы: чрезмерно увлеченные интернетом и склонные к интернет-зависимости. «Обычных пользователей» по шкале Кимберли Янг в выборке не оказалось.  Второй этап заключался в исследовании типов детско-родительских отношений со стороны отца и матери с помощью методики «Поведение родителей и отношение подростков к ним Е. Шафер» (Подростки о родителях) и опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская). На третьем этапе проводилась статистическая обработка результатов, формулировались выводы и рекомендации. С помощью программы SPSS Statistics 22 при сравнении показателей использовался непараметрический метод корреляции Спирмена.
Предварительные результаты. Исследование показало положительную значимую корреляционную связь между интернет-аддикцией и следующими показателями детско-родительских отношений: «директивностью», «враждебностью», «фактором критики», «шкалой нетребовательности», «шкалой отвержения». Таким образом, чем выше показатели враждебности, фактор критики, директивность, тем более выражены показатели интернет-зависимости.
Также определена отрицательная корреляционная связь между интернет-зависимостью и «шкалой автономности по отношению к ребенку» со стороны матери и отрицательная корреляционная связь между интернет-зависимостью и шкалой «отвержение ребенка» родителем со стороны отца.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что если родители находят общий язык с подростком, отзываются на его проблемы, то уровень интернет-зависимости будет ниже. Следовательно, существует связь между интернет-зависимостью подростков и детско-родительскими отношениями.
На основании эмпирических результатов исследования была разработана авторская программа профилактики интернет-зависимости в среде подростков для родителей, целью которой является формирование конструктивных навыков взаимодействия родителей с интернет-зависимыми подростками.
Программа предполагает проведение мини-лекций о психофизиологическом развитии подросткового возраста, проведение блока психологических консультаций, направленных на разрешение сложных ситуаций общения с подростками, вопросам воспитания, а также обучение психолого-педагогическим технологиям взаимодействия, общения с детьми-подростками.
Успешная реализация программы предполагает нормализацию детско-родительских отношений и, как следствие, снижение факторов семейных отношений, приводящих к интернет-аддикции подростков.
Литература
1.   Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова, Н.С. Хомерики [и др.]. – М.: Изд-во «Мнемозина», 2010. – 136 с.
2.   Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Том. 6. № 2. С. 15-26. doi:10.17759/jmfp.2017060202.

Жильцова Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Добрый вечер, понравилась ваша статья. Актуальная и важная тема.
Педлогаемая авторская программа предполагает работу с родителями, было бы интересно увидеть программу направленную на  работу с подростками.
Удачи вам в дальнейших работах.

Розанова В.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Здравствуйте!
Благодарю Вас, очень ценный комментарий!