Автор Тема: Социально-психологическая профилактика виктимного поведения в старшем...  (Прочитано 710 раз)

Каськова К.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Социально-психологическая профилактика виктимного поведения в старшем подростковом возрасте

Каськова К.С.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Чернушевич В.А

Наша работа посвящена вопросу эффективности применения социально-психологического тренинга в целях профилактики виктимного поведения в старшем подростковом возрасте.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте – «интимно-личностное общение» со сверстниками, следовательно, на данном жизненном этапе центральной потребностью будет выступать потребность в общении. От степени и качества удовлетворения этой потребности напрямую зависит развитие личности человека, а виктимное поведение препятствует становлению ведущей деятельности. Поэтому одним из условий эффективности профилактических действий является обучение подростков конструктивным коммуникативным навыкам и поведенческим нормам взаимодействия с другими людьми, иными словами, повышение их компетентности в общении.
Важный момент в изучении виктимного поведения - осознание самой сущности этого явления: это не монолитная, неделимая характеристика, а системная совокупность различных психологических факторов: фрустрации, личностной агрессивности и конфликтности, тревожности и др. (Андроникова О.О., 2005). Поэтому профилактика не может быть направлена непосредственно на «виктимное поведение». Она будет воздействовать на его составляющие, в нашем случае - в рамках коммуникативного процесса.
Наиболее успешным способом профилактики виктимного поведения может послужить социально-психологический тренинг (Бубнова И.С., Терещенко А.Г., 2014). Применение тренинга в работе с подростками является очень ресурсным и эффективным, главным образом за счет самой обстановки и характера взаимодействия участников между собой и с психологом. Разберем эти утверждения на конкретном примере из практики: выполнения подростками тренингового упражнения «Арка» в рамках общего процесса социально-психологического тренинга (Грецов, 2008).
Этап формирования команд тренером, а не в произвольном порядке (как это происходило на предыдущем занятии) вызвал у ребят протест. Их реакции были разными, но все они так или иначе могут быть отнесены к проявлениям виктимного поведения. Кто-то проявлял вербальную агрессию по этому поводу – это агрессивность; кто-то был обеспокоен неравномерным составом команд или отсутствием в команде друга – здесь проявляются тревожность и фрустрация соответственно. Это и натолкнуло на размышления о возможности применения тренинга в работе с виктимным поведением. Следующим этапом было непосредственно изготовление «арки» в командах, однако перед этим участникам была дана обратная связь: «У нас далеко не всегда есть выбор: занятия, партнера по делу, в жизни бывают разные ситуации, и к этому надо быть готовыми». Заключительный этап – проведение итогового шеринга, в ходе которого каждый подросток проговаривал, что было трудным, что помогало или, наоборот, препятствовало разрешению трудностей; какие эмоции возникали в ходе выполнения заданий тренинга. На этом этапе были получены следующие высказывания: «Мне было сложно, потому что я боялась, что у нас ничего не получится»; «Я хотела быть в команде с другими ребятами, мне было сложно в этой»; «Мне было трудно не ругаться с Н.». Итак, мы видим, что общим является переживание тренинговой ситуации как трудной, но сопряженной с проявлением указанных выше чувств (факторов виктимного поведения). В дальнейшем таких проявлений становилось все меньше, о чем мы узнали от самих подростков, которые дали объяснение изменениям. Один из подопечных истолковал причину изменения так: «Я запомнил Ваши слова о сложной жизни и поэтому просто делал то, что нужно». Однако подавляющее большинство подростков отметили, что они «запомнили свои переживания и попробовали с ними справиться». Отсюда следует, что в ходе тренинга с целью профилактики виктимного поведения должна создаваться сложная коммуникативная ситуация, в которой активизируются его проявления (тревожность, агрессивность, фрустрация), которые, в свою очередь, должны осознаваться и проговариваться подростками.
Приведенный нами пример реализации тренингового метода при работе с подростками наглядно демонстрирует его действенность, однако необходимо также рассмотреть условия эффективности этого метода конкретно в сфере профилактики виктимного поведения. В первую очередь, необходимо понимать, что при работе должна быть задействована зона ближайшего развития, а это предполагает определенное распределение «обязанностей» между подростками и психологом. Так, в ходе тренинга происходит, главным образом, саморазвитие подростка в сфере коммуникации: он самостоятельно, в процессе выполнения заданий и рефлексии осознаёт, какие факторы препятствуют развитию коммуникативных навыков, как он может на них повлиять, и что доставляет больше всего затруднений. Психолог же выступает в роли «координатора усилий»: он помогает и дает обратную связь (как в описанном примере), если это необходимо. Важным условием является и его позиция по отношению к подопечным: психолог должен быть не «над», а «рядом», то есть общаться на равных, такое выстраивание социального пространства позволяет выстроить доверительные отношения, а также избежать возникновения у подростков нежелательной в данном случае ассоциации психолога с учителем (мы не учим, а помогаем).
Что касается непосредственно тренинговых занятий, главное в их содержании – создание в рамках основных упражнений затруднительной ситуации, которую подросток разрешает, используя собственные личностные ресурсы и коммуникативные навыки. Помимо самих упражнений необходимо проведение шеринга (Вачков И.В., 2007). В ходе него участники делятся своими переживаниями, чувствами и эмоциями, возникшими в процессе выполнения того или иного задания. Проговаривая всё это вслух, подросток более явно, чётко осознает факторы, препятствующие или, наоборот, способствующие разрешению определённой ситуации. Осознав, что мешало ему в этом упражнении сегодня, он будет стараться не допускать подобного в другом упражнении завтра, а со временем сможет перенести этот опыт в решение трудных ситуаций в реальной жизни. Если убрать из тренинга шеринг, он потеряет свой смысл, и вместо эффективной профилактической работы получится интересное внеурочное времяпрепровождение.
Также внимание стоит уделять групповому обсуждению темы встречи. Например, если встреча посвящена конфликтности, тренер может задать вопрос: «Как вы считаете, что такое конфликт?» и дать возможность каждому представить группе своё понимание явления. Когда все участники выскажутся, психолог обобщает ответы: «Да, вы правы, действительно…»; и приводит определение: «конфликтность- это…». Можно задавать вопросы, касающиеся применения знаний о явлении в жизни, по типу: «Для чего, по вашему мнению, нужно уметь решать конфликтные ситуации?». Это необходимо, прежде всего, для того обеспечения более глубокого погружения участников в суть тренингов.
Таким образом, эффективный социально-психологический тренинг, направленный на профилактику виктимного поведения в старшем подростковом возрасте должен быть выстроен по принципу, который можно обозначить как принцип «погружения и преодоления». Разрешая трудные ситуации в ситуации тренингового занятия, учащиеся развивают коммуникативные навыки и совершенствуют навык рефлексии, что в конечном итоге может быть применено в реальной жизненной ситуации.

Литература
1.   Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков : дисс. канд. псих. наук. – Новосибирск, 2005. – 213 с.
2.   Бубнова И.С. Терещенко А.Г. Проблема виктимного поведения подростков и его социально-педагогическая профилактика// Психология в экономике и управлении.-2014.-№1
3.   Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
4.   Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. — СПб: Питер, 2008 — 208 с: ил.