Автор Тема: Исследование жертв буллинга  (Прочитано 1271 раз)

Пырсикова М.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Исследование жертв буллинга

Пырсикова М.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Русаковская О.А.


Одним из распространённых видов насилия среди детей является буллинг – агрессивное поведение, направленное на другого человека, который отличается от большинства какими-нибудь внешними или личностными качествами [1, 3, 5-7]. Буллинг построен на дисбалансе сил, где агрессор всегда превосходит свою жертву, и речь идёт не только о физической силе, но и об интеллекте, популярности, красоте и т.д. Буллинг имеет длительный характер, может проявляться как физическим насилием, так и вербальной агрессией, наносит психологический урон человеку, отражаясь на дальнейшей жизни и психическом здоровье людей, причастных к травле. При этом положение о том, что буллинг может вызывать психические проблемы, являясь, на первый взгляд очевидным, как и любое другое утверждение нуждается в доказывании, которое осложняется тем, что на возникновение психических проблем, помимо буллинга, влияют другие факторы: генетика, экология, окружение и воспитание. Изучение форм проявления буллинга, особенностей личностей всех участников травли очень важно для разработки мер по его выявлению и предупреждению. Традиционно структура буллинга включает «жертв», «агрессоров», «помощников», «свидетелей» и «защитников» [2, 4]. Несмотря на то, что, как правило, основной акцент в исследованиях делается на детях, являющихся жертвами буллинга, целесообразно изучение структуры буллинга в полном объеме, так как без понимания целостной картины изучение индивидуальных особенностей жертв буллинга будут поверхностными.
Цель исследования – проведение предварительной оценки буллинга в одном из классов общеобразовательной школы.
Материал исследования: взаимодействие 25 учащихся 3-го класса одной из московских школ в ходе школьной деятельности.
Методы исследования: скрытое, целенаправленное, частично включенное наблюдение.
Организация исследования: в течение одной учебной недели экспериментатор осуществлял наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием и взаимодействием детей друг с другом и учителем. Классный руководитель и администрация школы были проинформированы о целях исследования, дали согласие на его проведение. Детям экспериментатор был представлен учителем-практикантом, записывающим протокол урока. Наблюдение осуществлялось в течение всех учебных дней, на всех уроках и переменах. В протокол наблюдения вносилось описание всех конфликтных или провоцирующих ситуаций с описанием поведения детей-участников и учителя (например, высказывания учителя, акцентирующие внимание учеников на неуспехе или индивидуальных особенностях кого-либо из учащихся). Описывались конкретные проявления вербальной или невербальной агрессии. Начиная с 3-го дня исследования экспериментатором на переменах организовывались групповые игры, предусматривающие взаимный выбор детьми друг друга (например, «Ручеек»). Готовность детей участвовать в совместной игре, их выборы в ходе игры, высказывания, особенности поведения и эмоционального реагирования также фиксировались в протоколе. На основании первичных протоколов по каждому учащемуся выделены следующие параметры, которые подсчитывались по каждому из дней и за весь период наблюдения: агрессивные высказывания детей в отношении данного ребенка; агрессивные высказывания ребенка в отношении других детей; агрессивные действия детей в отношении данного ребенка; агрессивные действия ребенка в отношении других детей; негативные высказывания учителя в отношении ребенка; взаимодействие с несколькими детьми; взаимодействие с одним ребенком; отказ от взаимодействия с несколькими детьми; отказ от взаимодействия с одним ребенком; инициируемый ребенком контакт с учителем; инициируемый ребенком контакт с экспериментатором; инициируемый учителем/экспериментатором контакт с ребенком.
Результаты. Выявлено 5 учащихся, наиболее часто подвергающихся агрессии как со стороны сверстников, так и учителя (количество агрессивных высказываний со стороны детей от 3 до 9 за неделю, количество агрессивных действий в отношении ребенка от 1 до 7 за неделю, количество негативных высказываний со стороны учителя от 3 до 7). Выявлено 4 ребенка, которые наиболее часто являются «агрессорами», 4 «помощника агрессора» и 8 «свидетелей». Не выявлено детей, принявших бы на себя роль «защитника». Установлено, что из 5 детей, которые наиболее часто подвергались агрессии в той или иной форме, двое сами проявляли агрессию и провоцировали конфликтные ситуации («агрессивные жертвы»), трое сами агрессию не проявляли и не давали отпора обидчикам («покорные жертвы»). Установлена большая роль учителя в поддержании сложившихся в классе отношений и сформировавшегося буллинга путем действий, направленных на привлечение внимания учащихся к неуспеху других учеников. Так, на одном из уроков учитель, заметив неопрятную тетрадь у одной из учениц, сделал ей замечание, а после того, как она выразила недоумение по этому поводу, взял у нее портфель и начал доставать оттуда вещи, демонстрируя всем, какие они грязные и сломанные, в том числе продемонстрировал ученикам лежащий на дне портфеля испорченный банан. Дети кричали «фуу», закрывали носы, с девочкой до конца урока не разговаривали. Девочка выглядела расстроенной, сдерживала слезы.
Проведенное исследование позволило предварительно выявить существующую в классе структуру буллинга. В дальнейшем нами планируется проведение лонгитюдного 3-летнего исследования, направленного на выявление индивидуально-психологических особенностей, эмоционального состояния, самооценки участников буллинг-структуры, а также на разработку коррекционной программы. Распознавать буллинг и бороться с ним необходимо в любых группах, начиная с его зарождения в школах. Для этого необходимо: понимать причины возникновения буллинга, верно и как можно раньше определять участников, своевременно применять меры, направленные на прекращение буллинга. Тогда в будущем, без буллинга как явления, жизнь детей станет спокойнее и здоровее.
Литература
1.   Olweus, D. Bullying at school. What we know and what we can do [Electronic resource]- Oxford: Blackwell, 1993.
2.   Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.
3.   Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 19–28.
4.   Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ‒ 2009. ‒ № 105. ‒ С. 159‒165.
5.   Ермолова Т. В., Савицкая Н. В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т 4, № 1. С. 65—90. [http://psychlib.ru/mgppu/periodica/szp012015/SZP-0651.htm]
6.   Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.
7.   Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 151–154.

Гладова С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
Re: Исследование жертв буллинга
« Ответ #1 : Май 19, 2020, 12:28:47 »
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, по каким параметрам определялась агрессивность высказывания?
Заранее благодарю за ответ. Удачи в дальнейших исследованиях!

Пырсикова М.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Исследование жертв буллинга
« Ответ #2 : Май 19, 2020, 02:25:36 »
Добрый день, спасибо за вопрос, агрессивность фиксировалась по нескольким показателям: детская вербальная агрессия, невербальная агрессия, а также учительская агрессия. Параметры, входящие в детскую агрессию - это оскорбительные высказывания в сторону жертв, некорректные слова, а также толчки, порча вещей, какие-то детские шалости. А, что касается учительской агрессии, то это не совсем педагогически-корректные слова и выражения, выделение при всем классе детей, которые немного отстают от учебного процесса, при этом, в не самом лучшем виде. Надеюсь, я правильно истолковала Ваш вопрос)

Гладова С.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
Re: Исследование жертв буллинга
« Ответ #3 : Май 20, 2020, 03:34:35 »
Благодарю за ответ!

Темирканова А.Ю.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 5
Re: Исследование жертв буллинга
« Ответ #4 : Май 20, 2020, 10:11:00 »
Очень интересное и нужное исследование. Желаю успеха в дальнейшей исследовательской деятельности!

Пырсикова М.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Re: Исследование жертв буллинга
« Ответ #5 : Май 21, 2020, 12:04:24 »
Благодарю!