Автор Тема: Развитие эмоционального интеллекта и его связь с склонностью к девиантному...  (Прочитано 799 раз)

Кочетков М.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Развитие эмоционального интеллекта и его связь с склонностью к девиантному поведению у юношей и девушек

Кочетков М.О.
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
Научный руководитель - Богданович Н.В.

В настоящее время  человечество переживает удивительный период своего времени, когда мир меняется настолько быстро, что мало кому удается следить за всеми развивающимися технологиями. Наука движется вперед огромными шагами, что приводит к повышению образовательного ценза, а соответственно повышается ценность интеллекта. Мир находится под влиянием культа рациональности, а чувственной стороне человека редко уделяется внимание, особенно в среде непсихологов. Чувственность же может расцениваться людьми как слабость, а рациональное мышление, холодный расчет – желанная черта многих людей.
Обращаясь к определению интеллекта, которое дал Д. Векслер, интеллект – это «способность действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться с жизненными обстоятельствами». «Эффективно справляться с жизненными обстоятельствами» или эффективное общение с окружающими и есть тот социальный конструкт, который со временем «испарился» из понимания интеллекта, который сейчас в основном понимается всеми, как умение решать задачи и находить кратчайший путь в их решении.
Именно эмоциональный интеллект описывает тот социальный конструкт, чувственное восприятие, которое так важно для человека. По определению отечественного ученого Д.В. Люсина эмоциональный интеллект – это совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими.
Также существует понятие «социальный интеллект», которое ввел Э.Торндайк. Данное понятие по своему смыслу очень близко к понятию «эмоциональный интеллект». По определению Г. Олпорта социальный интеллект - это особый “социальный дар”, обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Ту самую глубину понимания, которая свойственна человеческим отношениям, описывает понятием «эмоциональный интеллект»
Развитие эмоционального интеллекта особенно важно в юношеском возрасте, так как в этот период человек переходит во взрослость (смена социальной ситуации развития – переход к самостоятельности), устраивает свое будущее. В юношеском возрасте человек поступает в университет, устраивается на работу, и все это связано с человеческим общением. Важно научиться понимать, что чувствует сам человек проходя через все эти трудности. Также важной частью является осознанность человека, что позволяет лучше понять и прочувствовать важность такого понятия как «эмоциональный интеллект». Как можно заметить, все это связано с устройством будущей жизни, поэтому развитие эмоционального интеллекта так важно в этот период жизни.
Материалы и методы исследования
Экспериментальную выборку составили две группы: контрольная и экспериментальная. Экспериментальная группа состояла из 17 человек (6 юношей, 11 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет. Контрольная группа соответствует экспериментальной, то есть состоит также из 17 человек (6 юношей, 11 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет.
Для проведения эксперимента были использованы следующие методики:
1.   Тест эмпатии И.М. Юсупова;
2.   Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения (ДАП-П);
3.   Тест эмоционального интеллекта Люсина (ЭМИН);
4.   Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник А.В. Карпова.
Методы, используемые в данной работе:
●   теоретический анализ литературы по теме;
●   формирующий эксперимент;
●   психодиагностические методы;
●   математический анализ эмпирических данных.
Ход исследования
В 2020 году в рамках написания научной работы на тему: «Развитие эмоционального интеллекта и его связь с склонностью к девиантному поведению у юношей и девушек» было проведено исследование. По нашему предположению повышение эмоционального интеллект должно снизит риски девиантного поведения. Для проверки данной гипотезы был проведен психологический тренинг.
Ход данного исследования можно разделить на трех этапов:
1.   Проведение входной диагностики, в которой использовались выбранные методики.
2.   Проведение психологического тренинга.
3.   Проведение повторной (выходной) диагностики.
Проведение входной и выходной диагностики проводилось на первом и последнем занятии. Это было сделано для того, чтобы минимизировать различия в средовом факторе, для  увеличения достоверности полученных результатов.
Было проведено девять встреч длительностью 2 – 2,5 часа. Встречи проходили раз в неделю три месяца. Для построения и проведения психологического тренинга была выбрана четырех факторная модель П. Сэловейя и Дж. Мэйерса. Данная модель включает в себя следующие факторы:
1.   Идентификация эмоций (способность воспринимать, понимать и различать (подлинные и искусственные) эмоции, а также адекватно выражать их).
2.   Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (способность использовать эмоции для направления внимания, анализа разных точек рения, а также вызывать эмоции, которые могли бы способствовать разрешению сложившихся обстоятельств).
3.   Понимание эмоций (способность понимать эмоции комплексно, то есть понимать связи между эмоциями, понимать причины эмоции и их смены).
4.   Управление эмоциями (снижения интенсивности отрицательных эмоций, осознание эмоций, включая неприятные эмоции, а также способность справляться с эмоционально насыщенными ситуациями, без подавления вызванных эмоций).
Результаты и обсуждение
В контрольной группе результаты входной и выходной диагностики почти не различаются, то есть значимых различий нет. Также нет значимых различий при сравнении экспериментальной и контрольной групп при первичной диагностики. Однако, сравнивая результаты повторных диагностик контрольной и экспериментальной групп, можно увидеть значимые различия по следующим шкалам:
1.   Внутриличностный эмоциональный интеллект, который значительно выше у испытуемых в экспериментальной группе
2.   Также шкала «МУ» (управление чужими эмоциями) показывает значимые различия между контрольной и экспериментальной группами (рост наблюдается у экспериментальной группы)
3.   Шкала «ВП» (понимание своих эмоций) показывает значимый рост данного параметра в экспериментальной группе.
4.   Соответственно в экспериментальной группе выросли показатели и по результатам методики «Диагностика уровня развития рефлексивности, опросник А.В. Карпова»
Опираясь на полученные результаты, можно говорить о положительной тенденции в экспериментальной группе по другим шкалам методики Люсина «ЭМИН». Также в экспериментальной группе, в отличии от контрольной, наблюдаются тенденции снижения показателей отклоняющегося поведения по таким параметрам, как аддиктивное, делинквентное поведение и суицидальный риск.
Выводы
1.   После проведения тренинговой программы, направленной на развитие эмоционального интеллекта, по результатам методики ЭМИН можно сделать вывод, что результаты по группе в среднем увеличились: межличностный эмоциональный интеллект и управление эмоциями увеличились; внутриличностный эмоциональный интеллект и понимание эмоций увеличились на несколько стенов. Также увеличился и общий результат по методике ЭМИН.
2.   Также после проведения психологического тренинга было выявлено, что риск девиантного поведения в среднем по группе понизился, в частности уменьшились шкалы аддиктивного поведения, делинквентного поведения, шкала суицидальных рисков.
3.   По завершению тренинговой программы уровень рефлексивности. увеличился более чем у половины испытуемых.
4.   По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что уровень эмпатии в экспериментальной группе увеличился у более чем 80% участников.