Автор Тема: Профилактика девиантного поведения старших подростков посредством народной игры  (Прочитано 982 раз)

Никитина В.К.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Профилактика девиантного поведения старших подростков посредством народной игры

Никитина В.К.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Чупракова Н.Н.

В современном мире проблема девиантного поведения старших подростков все еще является актуальной. Девиантное поведение включает в себя широкий спектр форм и видов, например – проявление агрессии и аутоагрессии, аддиктивное поведение и др. В данной работе рассматриваем проблему с точки зрения социально-психологической дезадаптации старшего подростка. Нельзя забывать про инфантилизацию общества. Человек в современном мире боится брать ответственность за свои поступки, из-за чего и происходит позднее взросление. Чем старше человек, тем тяжелее на него повлиять, поэтому важно проводить профилактику отклоняющегося поведения еще с раннего возраста.
В форме народной игры наиболее благоприятно и мягко можно воздействовать на необходимые параметры. В данном случае с помощью фольклорных игр мы корректируем возможное отклоняющееся поведение старших подростков в сторону благоприятных паттернов поведения, так как в играх содержится множество компонентов (нормы и правила, культурные ценности и пр.). Ресурсность народных игр в работе с подростками заключается в том, что важнейшие человеческие качества передаются не напрямую, а через содержание правил и традиций (Ляхин Р.А., 2008). Народные игры – важный инструмент обучения, воспитания, развития старших подростков. В народных играх содержится потенциал для успешной социальной адаптации старших подростков, так как в них развиваются коммуникативные навыки, переживаются в безопасных условиях страхи, одиночество и т.д. (Стельмах О.Д., 2013).
Эмпирическая часть исследования была проведена на базе МГППУ. Выборку исследования составили 52 человека, студенты 1 курса ЮП (возраст 17-18 лет). Целью нашего исследования стало определение влияния народных игр на личностные особенности старших подростков, а именно – на склонность и готовность к девиантному поведению, с целью профилактики девиантного поведения.
Исследование состояло из трёх этапов. На первом этапе экспериментальной и контрольной группе были предложены методики для выявления такой личностной особенности старших подростков, как агрессивность («Тест Руки» Э. Вагнера), а также склонности к девиантному поведению (Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), Орел А.Н.) (шкалы: склонность к нарушению норм и правил, аддиктивному поведению, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, агрессии и насилию, волевого контроля эмоциональных реакций).  На втором этапе исследования в экспериментальной группе на протяжении 4 месяцев раз в неделю проводились игровые занятия. Игровая программа содержала в себе 7-8 игр. На третьем этапе была проведена повторная диагностика по тем же параметрам для определения изменений.
По результатам нашего исследования можно сделать вывод о том, что игровые занятия благоприятно влияют на личностные особенности старших подростков, они становятся более приверженными нормам и правилам. Склонность старших подростков к агрессии и насилию снизилась. После игрового взаимодействия установки к социальному взаимодействию у большинства преобладают над агрессивными тенденциями в общении. В процессе игр приобретаются коммуникативные навыки, развиваются конструктивные паттерны поведения. При попадании в ситуацию фрустрации старший подросток учится справляться с собственными переживаниями в безопасной среде. Старшие подростки стали менее склонными к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Полученные результаты можно использовать в дальнейших направлениях исследования проблемы девиантного поведения старших подростков и влияния народных игр на личностные особенности подростков. В ходе работы была определена следующая перспектива: длительная работа с подростками в форме игровых занятий, особенно с группой подростков с девиантным поведением, и изучение взаимосвязи других личностных особенностей с отклоняющимся поведением.
Результаты, полученные в данной работе, можно применять на практике при работе с детьми и подростками в школе.
Литература
1.   Лахин Р.А. Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры // Сибирский педагогический журнал. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-nravstvennoe-vospitanie-detey-i-podrostkov-sredstvami-narodnoy-igry (дата обращения: 26.04.2020).
2.   Стельмах О.Д., Ступина В.Н., Чернушевич В.А. Народная игра как средство профилактики девиантного поведения в условиях урбанизации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-igra-kak-sredstvo-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-v-usloviyah-urbanizatsii (дата обращения: 26.04.2020).

Алимова Д.Х.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 6
Добрый день!
Действительно, основываясь на многолетней практике использования народных игр в рамках специальной подготовки на факультете Юридической психологии, можно утверждать, что наличие влияния этих игр на личность имеет место быть. Спасибо за данное исследование.
Скажите, по какому принципу подбиралась данная игровая программа? Изменялась она или была статична? Была ли контрольная группа?
Заранее благодарю за ответ.

Никитина В.К.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Данная игровая программа составлялась по принципам построения программ, к середине занятия тактильность и активность повышается. Также учитывался возраст (17-18 лет). Игровая программа подбиралась под цели работы, а именно снижение склонности к девиантному поведению, профилактики. Программа изменялась, добавлялись новые игры, соответствующие вышеуказанным пунктам. Контрольная группа была.