Профилактика девиантного поведения старших подростков посредством народной игры
Никитина В.К.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель – Чупракова Н.Н.
В современном мире проблема девиантного поведения старших подростков все еще является актуальной. Девиантное поведение включает в себя широкий спектр форм и видов, например – проявление агрессии и аутоагрессии, аддиктивное поведение и др. В данной работе рассматриваем проблему с точки зрения социально-психологической дезадаптации старшего подростка. Нельзя забывать про инфантилизацию общества. Человек в современном мире боится брать ответственность за свои поступки, из-за чего и происходит позднее взросление. Чем старше человек, тем тяжелее на него повлиять, поэтому важно проводить профилактику отклоняющегося поведения еще с раннего возраста.
В форме народной игры наиболее благоприятно и мягко можно воздействовать на необходимые параметры. В данном случае с помощью фольклорных игр мы корректируем возможное отклоняющееся поведение старших подростков в сторону благоприятных паттернов поведения, так как в играх содержится множество компонентов (нормы и правила, культурные ценности и пр.). Ресурсность народных игр в работе с подростками заключается в том, что важнейшие человеческие качества передаются не напрямую, а через содержание правил и традиций (Ляхин Р.А., 2008). Народные игры – важный инструмент обучения, воспитания, развития старших подростков. В народных играх содержится потенциал для успешной социальной адаптации старших подростков, так как в них развиваются коммуникативные навыки, переживаются в безопасных условиях страхи, одиночество и т.д. (Стельмах О.Д., 2013).
Эмпирическая часть исследования была проведена на базе МГППУ. Выборку исследования составили 52 человека, студенты 1 курса ЮП (возраст 17-18 лет). Целью нашего исследования стало определение влияния народных игр на личностные особенности старших подростков, а именно – на склонность и готовность к девиантному поведению, с целью профилактики девиантного поведения.
Исследование состояло из трёх этапов. На первом этапе экспериментальной и контрольной группе были предложены методики для выявления такой личностной особенности старших подростков, как агрессивность («Тест Руки» Э. Вагнера), а также склонности к девиантному поведению (Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), Орел А.Н.) (шкалы: склонность к нарушению норм и правил, аддиктивному поведению, самоповреждающему и саморазрушающему поведению, агрессии и насилию, волевого контроля эмоциональных реакций). На втором этапе исследования в экспериментальной группе на протяжении 4 месяцев раз в неделю проводились игровые занятия. Игровая программа содержала в себе 7-8 игр. На третьем этапе была проведена повторная диагностика по тем же параметрам для определения изменений.
По результатам нашего исследования можно сделать вывод о том, что игровые занятия благоприятно влияют на личностные особенности старших подростков, они становятся более приверженными нормам и правилам. Склонность старших подростков к агрессии и насилию снизилась. После игрового взаимодействия установки к социальному взаимодействию у большинства преобладают над агрессивными тенденциями в общении. В процессе игр приобретаются коммуникативные навыки, развиваются конструктивные паттерны поведения. При попадании в ситуацию фрустрации старший подросток учится справляться с собственными переживаниями в безопасной среде. Старшие подростки стали менее склонными к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Полученные результаты можно использовать в дальнейших направлениях исследования проблемы девиантного поведения старших подростков и влияния народных игр на личностные особенности подростков. В ходе работы была определена следующая перспектива: длительная работа с подростками в форме игровых занятий, особенно с группой подростков с девиантным поведением, и изучение взаимосвязи других личностных особенностей с отклоняющимся поведением.
Результаты, полученные в данной работе, можно применять на практике при работе с детьми и подростками в школе.
Литература
1. Лахин Р.А. Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры // Сибирский педагогический журнал. 2008. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-nravstvennoe-vospitanie-detey-i-podrostkov-sredstvami-narodnoy-igry (дата обращения: 26.04.2020).
2. Стельмах О.Д., Ступина В.Н., Чернушевич В.А. Народная игра как средство профилактики девиантного поведения в условиях урбанизации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-igra-kak-sredstvo-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-v-usloviyah-urbanizatsii (дата обращения: 26.04.2020).